Отмена бесплатных автобусов и риск заразиться коронавирусом в Радоницу оставили многих людей дома
Так мало людей на Новомихайловском кладбище Барнаула в Родительский день не было никогда. Об этом говорили горожане, которые не побоялись коронавируса и все же приехали помянуть своих родственников. Это же подтверждают торговцы искусственными цветами и рабочие погоста.
Удар по торговле
Искусственные цветы и венки можно было купить еще на трассе. На обочине Павловского тракта стояли пять машин, обставленных коробками с яркими бумажными бутонами.
У центрального въезда на Новомихайловское кладбище работал настоящий базар искусственных цветов и венков. По центру красовалась большая вывеска с надписью "терминал" – теперь и здесь можно было рассчитаться по карте.
"Как минимум вдвое у нас выручка упала. Народу очень мало. Уже несколько лет здесь торгую, никогда такого не было", – говорит продавец Елена.
По ее словам, самый дешевый цветок стоит 10 рублей. Говорит, что товар доступен, но вот со спросом из-за коронавируса беда.
"Душа зовет на кладбище"
Тетя Галя. Именно так представилась жительница Барнаула. Она купила небольшой венок. Женщина рассказала, что на Новомихайловском кладбище похоронен ее муж, которого не стало девять лет назад.
"А как не поехать? Душа зовет на кладбище. Видите, я ведь в маске. Приехала с друзьями на машине", – говорит женщина по пути к могиле покойного супруга.
Чуть в стороне супружеская пара наводит порядок на могиле. Они говорят, что пробудут на кладбище как минимум полдня. Слишком много родственников и друзей здесь покоятся.
"На душе спокойнее становится, когда побываешь. Когда-то и нам здесь лежать. Весна, тепло, самое время прибраться. Вируса не боимся, стараемся о нем вообще не думать", – рассказала Елена.
Одни к родителям, другие к детям
Чуть дальше пожилые люди бережно вытаскивали из багажника саженцы рябины и живые цветы.
Они приехали на могилу сына, который трагически погиб 16 лет назад. Тогда парню был всего лишь 21 год. Вспоминая об этом, женщина заплакала в голос. Мужчина безуспешно старался держаться.
Недалеко большое семейство тоже ухаживало за могилами. Две маленькие девочки держали в руках искусственные цветы. Всматривались в фотографию деда. Его не стало в прошлом году.
Одна из женщин посыпала вокруг могил что-то белое. На наш вопрос засмеялась: "Не подумайте, это не хлорка – соль, чтобы трава меньше росла".
"Ревную его к подруге"
В глубине кладбища за столиком под сосной сидит семья. Поминают Бориса Николаевича Кирина. Мужчина умер 20 лет назад, прожил 61 год.
"Мой муж был очень хорошим человеком. Таких и нет теперь, – говорит вдова Александра Григорьевна. – Не было дня, чтобы я не вспоминала о нем. Мне было 53 года, я одна осталась. Ни разу ни на кого не поглядела. Мы почти 36 лет прожили. Трое детей у нас. Шесть внуков. Двое правнуков. Я богатая, жаль, что он не увидел этого нашего с ним богатства".
В шутку вдова призналась, что ревнует покойного мужа:
"У меня умерла подруга, ей было 44 года. Я его ревную. Мне иногда кажется, что он там уже женился на ней" (смеется).
Женщина предложила помянуть ее супруга блинами, но тут же вспомнила о коронавирусе и угостила конфетами.
Приехали к бабушке и маме
Валерия Дедловских и ее дочь приехали на кладбище к маме и бабушке Клавдии Антоновне Михайловой. В 1940 году она окончила педагогический институт, ее направили работать в деревню Огни Усть-Калманского района, где она стала директором школы.
"Утро у мамы начиналось не с колов и двоек, а с уходом за школьной лошадью. Вся деревня шла к ней: "Дай лошадь". Кому дрова, кому сено нужно привезти. В 1942 году я родилась. До Дня Победы просидела на печке. Надеть и обуть нечего. Бабушка хлеба нажует, в марлечку его – вот моя кормежка. Дедушка ходил рыбачить, меня подкармливали рыбой, вот и все витамины", – вспоминает Валерия Федоровна.
Женщины рассказали, что в родне есть фронтовики, и сейчас из-за коронавируса они готовятся к виртуальному параду "Бессмертного полка".
По двадцать гробов в день
В среднем на Новомихайловском кладбище ежедневно хоронят около 20 покойников. Однажды был рекорд – 32 гроба. Об этом рассказали рабочие, которые копают могилы, устанавливают памятники, кладут плитку, занимаются другой работой.
Мужиков мы застали на перекуре. Они тоже подтвердили, что так мало народу на Родительский день на кладбище никогда не было.
"Людей напугали. По всей России есть друзья, которые в похоронных службах работают. Никому не приходилось хоронить тех, кто от коронавируса умер", – говорит Александр Калгашкин.
Он и его товарищи сказали, что ситуация с коронавирусом не отразилась на их доходах, а зарабатывают мужчины по меркам Барнаула достойно. По 80-90 тысяч рублей в месяц может выйти. Но, говорят, труд адский. Не везде проедешь. Иногда тяжеленный памятник нужно нести на руках в середину квартала, как и плитку, цемент. Выдерживают немногие.