Некоторые представители малого и среднего бизнеса говорят, что помощь мизерная. А кто-то и вовсе не получил ничего — несмотря на то, что фактически пострадал
В мае российские предприниматели из наиболее пострадавших от пандемии отраслей начали получать помощь от государства. Власти отрапортовали о нескольких пакетах мер: моратории на банкротство, беспроцентных кредитах на зарплаты, субсидиях и отсрочках арендных платежей. Однако некоторые представители малого бизнеса говорят, что фактическая помощь — это "мертвому припарка". Предприниматели Алтайского края рассказали "ТОЛКу", какую конкретно поддержку получили на данный момент.
"Затягиваем пояса, но сотрудников не трогаем"
Директор бренд-консалтингового агентства "Два слова" Данил Снитко рассказал, что его компания ни по каким параметрам на помощь не претендует. Ни выплаты в сумме МРОТ на сотрудников, ни скидки по аренде его организации предоставлять не обязаны — эта сфера не считается пострадавшей.
"Мы просто не подходим по ОКВЭД. Так что полностью сами себя обеспечиваем. Конечно, у нас существенно упали доходы — часть клиентов отложила проекты, еще часть вовсе отменила. Все тендеры отсрочили до конца карантина. Но я стараюсь удержать сотрудников, пока у нас никто не уволен и зарплата не урезана".
Предприниматель сократил другие статьи расходов — затраты на обучение, развитие компании, покупку новой техники и книг, ремонт офиса.
"Мы раньше накопления делали, но сейчас, разумеется, и эти расходы заморожены. Работаем сейчас в прежнем режиме, в те же рабочие часы. Больший упор сделали на внутренние проекты".
У агентства работают на аутсорсинге юрист и бухгалтер, которые следят за нововведениями в законодательстве — на случай, если компании все-таки будет что-то положено. Но пока никто из них не дал хороших новостей.
"Несправедливо, конечно, но что делать. Сейчас пробуем договариваться с арендодателем, наверное, будем заключать дополнительное соглашение", — говорит Данил Снитко.
"Махну в Турцию на 12 130 рублей"
Полностью "пролетел" с поддержкой и белокурихинский гончар Евгений Покидаев. У него своя школа по гончарному мастерству.
"Я сейчас перешел на онлайн-обучение. С доходами дела обстоят хорошо, я вовремя перепрофилировался. Раньше, еще до пандемии, я получал поддержку в виде субсидирования. Сейчас нет ничего. Еще и лавку мою по продаже сувениров обязали снести. Вот такая поддержка".
Раньше лавка приносила небольшие деньги даже не в сезон, но в декабре 2019 года доход составил минус 40 тыс. рублей. Поэтому и сейчас она вряд ли бы окупалась. Евгений не планирует переносить ее куда-то — сооружение просто уберут.
"Поддержку получать не планирую, у меня всего один сотрудник. Рассчитываю на свои силы", — говорит гончар.
Директор фитнес-клуба K2 Sport Сергей Витман как индивидуальный предприниматель получил поддержку в виде 12 тыс. 130 рублей за апрель. Поскольку у него нет наемных работников, а деятельность строится на сдаче площадей в аренду тренерам, это вся поддержка, на которую он может рассчитывать.
"Вот даже не знаю, куда эти огромные деньги потратить. Наверное, когда откроют границы, махну в Турцию", — шутит предприниматель.
Зато есть отсрочка по арендной плате — как сказал президент, до октября 2020 года (либо до снятия режима повышенной готовности в регионе) арендаторы могут ничего не платить, кроме коммуналки. Затем эту сумму "раскидают" на два года. До января 2023 года все долги придется погасить.
"По налогам тоже дали отсрочку, но всего на один-два месяца, и снижения сумм нет никакого. А мы сидим, не работаем, даже в режиме онлайн — не вижу в этом смысла. И когда разрешат вести деятельность, пока даже никто не намекает", — говорит Сергей Витман.
"Отмена налогов стала бы хорошей помощью"
Ровно на те же 12,1 тыс. рублей может рассчитывать владелец парфюмерной лавки "Главпарфюмер" Игорь Шиповалов. У него тоже официально нет наемных работников. Сейчас, как и до пандемии, предприниматель сам стоит за прилавком.
"Мой вид деятельности сначала не был включен в список правительства, так что я уже и не надеялся. Но недавно включили, мой бухгалтер мне позвонила и сообщила. Слышал также информацию об отмене уплаты налогов и взносов за II квартал. Если это действительно так, то неожиданно приятно", – говорит он.
Сейчас владелец "Главпарфюмера" работает в обычном режиме и ждет новостей. Пока полученную помощь он называет "хоть что-то". С арендодателем предприниматель договаривался сам — за неделю простоя плату с него не взяли, но за рабочие дни никаких скидок нет.
Подушки безопасности у бизнеса Игоря Шиповалова нет — торговой точке нет и года, она пока в стадии раскрутки.
"За несколько дней превратились в службу доставки"
Барнаульский ресторан Velvet работает в режиме доставки уже два месяца. По словам директора заведения Льва Кривоносова, выручка по сравнению с обычным временем упала примерно на 70%.
"Мы сразу решили, что заниматься доставкой будут сотрудники ресторана. Во-первых, наши гости с ними знакомы, и таким образом сохраняется связь с заведением. А во-вторых, это возможность дать работу самим сотрудникам".
Буквально за несколько дней ресторан фактически перешел на новую бизнес-модель. Пришлось запустить специальное меню — поскольку не все блюда могут выдержать транспортировку даже 20-30 минут и сохранить внешний вид и вкус.
"Мы работали над новыми предложениями, делали ставку на удобство, экономию времени и качество блюд. Так появились продукты в вакуумной упаковке, пироги. В меню стало больше сладостей: ведь конфеты и тортики поднимают настроение, а положительные эмоции сейчас всем необходимы", — говорит Кривоносов.
Как предприятие отрасли, наиболее пострадавшее от пандемии коронавируса, ресторан получил субсидии в размере 12 тыс. 130 рублей на каждого сотрудника. Пока это все — помещение у ресторана свое.
"Нам удалось сохранить сотрудников, и сейчас в работе наметилась положительная динамика: заказов за последний месяц стало больше. Считаю, мы сумели перестроиться и стать хорошим рабочим механизмом", — говорит Лев Кривоносов.
Перечисление материальной помощи "на сотрудников" алтайским предпринимателям начали с 18 мая. На эту поддержку могут рассчитывать компании, в которых численность персонала в апреле относительно марта осталась на уровне 90-100%. Помогать будут в мае и июне, о дальнейших месяцах пока речи не идет.
По данным на 25 мая, порядка 10,3 тыс. компаний края, у которых сегодня занято 30 тыс. человек, уже получили выплату в общем объеме 362 млн рублей. Потенциальных получателей такой поддержки — более 18,5 тыс. человек.