Цифры собраны из открытых официальных источников
Как гласит одна еврейская пословица, если проблему можно решить за деньги, это не проблема — это расходы. Таких проблем у Алтайского края и Барнаула достаточно. Это и аварийное жилье, и проблемный общественный транспорт, теплосети, дороги и другое. Напрашивается вопрос о количестве необходимых средств, которые нужны для устранения всех явных недостатков в городе.
Редакцией "ТОЛКа" были собраны известные официальные данные, находящиеся в открытых источниках, которые отражают необходимые финансовые нужды города.
Теплосети
В начале февраля 2019 года глава Барнаула Сергей Дугин рассказал, что руководство Сибирской генерирующей компании договорилось с администрацией города о выделении одного миллиарда рублей на ремонт трубопроводов.
"С учетом коммунальных аварий миллиард средств в течение пяти лет мы решили распределить на ремонт изношенных сетей", – сообщил Сергей Дугин.
Однако многие эксперты опасаются, что один миллиард рублей кардинально не изменит ситуацию. Эти сомнения вполне объяснимы. Так, в конце 2018 года директор Барнаульской тепломагистральной компании Александр Гросс заявил, что в год получается перекладывать сетей меньше, чем того требует норматив. А на ремонт изношенных теплосетей, которых сейчас около 700 км, требуется 21 млрд рублей.
"В Барнауле мы каждый год перекладываем 12-14 км сетей, хотя по нормативу необходимо производить капитальный ремонт 40 км", – рассказал Гросс.
Напомним, что всего в Барнауле 1300 км теплосетей.
Аварийное жилье
Всего в Барнауле признаны аварийными и подлежащими сносу 215 многоквартирных домов, в которых проживает более 2,5 тысяч семей. По данным городской администрации, для их расселения требуется 4,5 миллиарда рублей.
Темпы расселения сейчас крайне низкие. За 2019 год планируется расселить 10 ветхих и аварийных домов. Финансировать расселение планируется из двух источников – регионального и городского бюджетов. Оно составит около 160 и 40 миллионов рублей соответственно, об этом сообщает городская администрация.
"146 семей будут переселены, с 53 собственниками заключены соглашения, по которым будет произведена выплата", – отмечает заместитель председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства Барнаула по жилищным вопросам Светлана Алексеева.
Учитывая темпы расселения и тот факт, что каждый год доля ветхого жилья растет, остается только догадываться, как и через какое время решится проблема с аварийными домами.
Общественный транспорт
Повышение цен на топливо, которое опережает темпы роста цен на нефть, одна из причин роста стоимости проезда в общественном транспорте. Также перевозчики говорят о необходимости участия краевой и городской администрации в выделении средств для покрытия расходов, иначе повышение цен ни к чему не приведет. По их словам, последнее повышение цен только даст возможность осуществлять перевозки еще полгода, максимум год.
Исполнительный директор Ассоциации пассажирских перевозчиков Барнаула Николай Долженко вспомнил пример с Омском, когда тяжелая ситуация с финансовой нагрузкой в городе завершилась тем, что весь транспорт в городе просто не вышел на маршруты и необходимые 2 млрд быстро нашлись. По его словам, местным перевозчикам необходимо 50 млн рублей в год.
"Мы ведь не только повышения цены на проезд просим у городской администрации. Повышение нагрузки на население проблему не решит. Мы предлагаем различные стратегии развития и сотрудничества, но нас не хотят слушать", – рассказал Долженко.
На сегодняшний день 80% больших автобусов в Барнауле уже превысили свой эксплуатационный срок. Для осуществления работы в штатном режиме необходимо каждый год заменять около 10% транспортных средств, однако более восьми лет обновлений не было. Сейчас в городе работает около 500 единиц транспортных средств, без учета трамваев и троллейбусов.
Таким образом, если каждый год заменять по 30 транспортных средств, или 10%, нужно 300 млн рублей. Николай Долженко в разговоре с "ТОЛКом" признался, что итоговую цифру ему даже страшно называть.
"Ну вот 80%, если по 10% каждый год ремонтировать и тратить на это 300 млн рублей, то сами посчитайте", – рассказал Долженко.
Таким образом, можно предположить, что примерная общая сумма будет равна 2,4 млрд рублей.
Дороги
Один из самых сложных вопросов. В Барнауле всего 1365 км дорог. Сейчас количество дорог в городе, отвечающих необходимым нормативным требованиям, составляет 57%, или 778,05 км, значит, 586,95 км не соответствуют. За 2018 год было отремонтировано более 40 дорожных объектов общей протяженностью 78 км.
По словам главы Барнаула Сергея Дугина, на территории города планируется отремонтировать 33 дорожных объекта общей протяженностью 47,8 км в 2019 году.
"Реализация плана поможет нам достичь 80% соответствия дорог и снижения мест концентрации ДТП до восьми. Всего на ремонт и реконструкцию дорог Барнаулу на 2019 год выделено 580 млн рублей из федерального бюджета, 158 млн из краевого и более 90 млн из городского", – рассказал Сергей Дугин Виктору Томенко на заседании правительства в начале декабря 2018 года.
Общий объем финансирования – около 828 млн рублей. То есть если каждый год выполнять одинаковый объем ремонта за 828 млн рублей, понадобится 12 лет. Если поставить невероятную задачу привести в нормативное состояние все нуждающиеся дороги, потратить на это потребуется чуть больше 9,9 млрд рублей.
Аэропорт
Барнаульский аэропорт, реконструкция которого еще не началась, но завершится примерно в 2024 году, находится в собственности Алтайского края (52% акций) и компании "Новапорт" (48% акций). Планируется построить второе здание - для внутренних линий, которое позволит сделать аэропорт более просторным.
Сейчас проект находится в стадии обсуждения собственниками. Следующим этапом будет прохождение госэкспертизы, затем согласование проектной документации и заказ работ по оформлению сметы на строительство.
По предварительным данным, стоимость работ будет равна 2,4 млрд рублей.
Старый мост
Разговоры о ремонте коммунального моста появились больше года назад. В 2016 году прокуратура потребовала сделать ремонт в течение полутора лет, однако администрация города не располагала средствами для проведения ремонтных работ, которые оценивались от 500 млн до 1 млрд рублей.
Сейчас мост находится в собственности УПРДОР "Алтай". В ведомстве сообщили, что точная оценка реставрации моста будет известна летом 2019 года, а ремонт начнется в начале 2020 года.
Многие эксперты, в том числе министр транспорта Алтайского края Александр Дементьев, предрекают транспортный коллапс. По словам министра, закрытие Старого моста на ремонт загрузит новый почти в два раза.
"Пропускная способность Нового моста – около 75−80 тысяч автомобилей. При закрытии Старого моста в летний период через него будет ехать уже около 120 тыс. Красноармейский и Ленинский встанут в пробках, а нам придется извиняться перед местными людьми за то, что у нас нет другого моста", – признался Александр Дементьев.
Третий мост через Обь
Действительно, проблему загруженности главных улиц Барнаула можно было бы решить третьим мостом, но проблема заключается в том, что его нет. Пока нет точных данных о его строительстве, были разговоры о том, что строительство начнется в 2019 году. Проект строительства обходной трассы через Барнаул (в составе которой этот мост и запланирован) может обойтись в 53 миллиарда рублей, 25% из которых будет выделено на третий мост.
Мост через Новый рынок
Планируется начать работы по расширению моста в 2021 году, а завершить их к 2022 году. Расширение моста, по словам председателя комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула Антона Шеломенцева, позволит разгрузить его на 30%.
Общая стоимость работ оценивается в 929 млн рублей.
Общественные территории
В рамках реализации проекта "Формирование комфортной городской среды" в 2018 году были отремонтированы шесть общественных объектов, выбранных путем голосования на сайте мэрии Барнаула. Отремонтированы были территория Нагорного парка, площадь Мира и аллея Целинников, сквер "Химиков", Ленинградская аллея, улица Молодежная и сквер адмирала Кузнецова. Также были приведены в порядок 65 дворов. Потрачено было 216 млн рублей.
Для сравнения, в 2017 году было обустроено 106 дворов и две общественные территории на общую сумму 236 млн рублей.
В 2019 году в рамках того же проекта будет проведен ремонт трех общественных территорий и 109 дворов. По предварительным данным, общая сумма составит около 300 млн рублей.
Известно, что в 2018 году на ремонт шести общественных площадок было потрачено 119,4 млн рублей, в 2019 потратят примерно столько же. Учитывая, что общественных территорий в городе остается еще 46, можно предположить, что их общий ремонт может быть равен почти 1,8 млрд рублей. Однако стоит отметить, что площадки по размерам все разные, поэтому данные о конкретной сумме нельзя считать точными.
Итого
Только на закрытие этих пунктов Барнаулу необходимо приблизительно 96,9 млрд рублей. Это без учета других расходов, в которые входят ремонт больниц, строительство новых школ и детсадов, облагораживание парков отдыха и реконструкция знаковых для престижа Барнаула мест, таких как Дворец зрелищ и спорта, стадион "Динамо" и т.д.
Также необходимо отметить, что сумма эта приблизительна и отражает только общее представление о реальных потребностях города.
Про Молодые семьи забыли, поликлиники, больницы, детские сады и школы