Толк новости
Потолкуем |

Чашка кофе как ложка дегтя. Авторское мнение, почему туризм на Алтае – это миф

Частное мнение. Журналист "ТОЛКа" Татьяна Гладкова о туризме в Алтайском крае. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Читать в полной версии ➔

Туризм на Алтае – это как улыбка Чеширского кота: вроде есть, а вроде нет. Есть у нас, действительно, немало: природа, самобытность, история. Нет, не было и неизвестно когда появится: сервис, клиентоориентированность, да и понимание, зачем нам туристы в принципе. Те, кто оказывает якобы туристические услуги, в отдыхающих видят только возможность срубить денег. И вроде бы никаких противоречий. Если бы было за что платить деньги.

Если уж в Белокурихе, известной в России здравнице, выпить кофе в 9 утра – проблема. А вот выпить там в это же время пива – проблем нет. На мой вопрос, где в это время можно купить эспрессо, было рекомендовано пойло из кофейного аппарата. Возможно, я (по интересам и платежеспособности) не целевая аудитория курорта и здесь на оздоровление ждут любителей начать утро среды (а может, вторника, понедельника) с продукта спонсора ЧМ-2018 по футболу. У этой аудитории должны быть характерные мешки под глазами, проблемы, возможно, с печенью и много денег. Потому что ценник на санаторные услуги немалый. 

Справедливости ради Белокурихе можно простить небогатый выбор мест для раннего кофе. Но, как говорится, накипело. А какой-никакой зерновой в пластиковом стакане с отвратительным вкусом оптимизма не добавил. Белокуриху я люблю, вот и переживаю. В Барнауле, кстати, такая же проблема. А у нас в городе, говорят, тоже туризм развивается. Я сама не видела, мне подружки рассказывали.

На "Бирюзовой Катуни", где, по задумке, туристы должны драться за возможность отдохнуть в особой экономической зоне, дела очень не очень. Про неэффективность территории все и так знают. Как знают и про так себе сервис. Например, в кафе одной местной компании, которая теоретически тоже могла бы засветиться как спонсор футбольного ЧМ в России, начали турсезон без барного меню, без возможности оплаты через терминал и без приличного, прости Господи, кофе.

Американо за сотку в 10 утра был так же плох, как и эспрессо за 25 рублей в десятом часу утра в Белокурихе. А оплата картой выглядела так: деньги я переводила по номеру телефона (принесли на бумажке). Поскольку заведение серьезное и туристам особо не доверяет, СМС о списании средств надо было показать официанту. Натурально – экран телефона с сообщением от банка я показывала сотруднице кафе-бара.

Все понимаю: и на "Бирюзовой Катуни", и в Белокурихе есть прекрасные места, где высококлассная кухня, отличные напитки и хороший сервис, и ты готов платить за это деньги, и понимаешь, за что платишь. Но только за все вместе: кухню, бар и сервис. А вот что делать, когда ты хочешь этого в 8 утра? Или в 9? Видимо, терпеть, потому что для сервиса это слишком рано.

И что делать, когда нет ничего из вышеперечисленного? Более того, что делать, когда нет даже кофейного аппарата с эспрессо в пластиковом стакане? Есть только растворимый три в одном. Даже так: есть растворимое три в одном. Мне кажется, новые правила разрешают употреблять слово "кофе" в среднем роде только в одном случае – в том самом, о котором нельзя писать в СМИ, потому что его читает Роскомнадзор.

Змеиногорский район, год 2018-й. Журналист (это была я) спрашивает главу муниципалитета (погуглите имя), сколько было туристов за прошлый сезон. Глава цифру не знает, но говорит – много. З – заинтересованность.

В том самом 2018-м ночевали на базе отдыха на берегу озера Саввушки. На сайте сказано, что у них ого-го сколько всего есть к услугам туристов: и русская баня, и водная горка с чистой пресной водой, и платная автостоянка, и места для палаток. На самом деле – нет.

В кафе на этой базе кипяток, простите, платный. Электричества нет, зарядить телефон – 50 рублей. В меню сосиски, лапша, кофе три в одном. Уровень сервиса достиг отметки "вкусное кофе".  

Змеиногорский район. Наши дни. Подруга с детьми ездила в Саввушки на два дня – природа, говорит, там изумительная, я, говорит, помню – мы в детстве с родителями ездили. Взяла детей и поехала. Ну, думаю, может, ей больше повезет. Вернулась повзрослевшей. Природа, конечно, так изумительной и осталась. Но лучше бы рванула в Горный. Там и электричество есть, и связь, и вода горячая. А еще в Горном, представляете, если не дешевле, то ненамного дороже. За два дня в Саввушках подруга отдала около 10 тыс. рублей. Хотя опыт, знаете ли, бесценен.

А вот событийный туризм на Алтае люблю. Была 9 июня на открытии фестиваля "Большой Алтай. Great Altai – 2019". Ехать далеко, долго, моментами страшно. По бездорожью до ущелья, где, собственно, находится главная площадка. Кухня – полевая, кофе вообще нет. Но как же там круто! Душевно, колоритно и очень самобытно. По-настоящему. Даже официальная часть была  совсем неофициальной. Алтайские министры и депутаты Госдумы вперемешку с журналистами и спортсменами спокойно под дождиком шли по скользкой тропинке до сцены. Речи были не пафосные, простые и дружелюбные, аплодисменты честные, а улыбки настоящие. Даже жалко было, что приехала по работе. Могут же, когда захотят!

Я уже писала у себя в Instagram, что туризм – это новая религия Алтая. И мне, человеку верующему, хочется, минуя ранг сомневающихся, перейти в разряд предателей и (не 30 сребреников ради, а только по велению души) громко кричать, что король-то голый!

Сегодня можно не передавать из уст в уста, что в Алтайском крае рожь колосится даже зимой, люди не умирают, а коровы дают самые большие надои в мире. Но все равно как-то непривычно говорить вслух, что туризм на Алтае не развивается. По крайней мере, он не развивается так, как об этом говорят.

Читать в полной версии ➔