Эффект 3D: дизтопливо, демпфер, доступность. Что происходит на топливном рынке?
В России упал спрос на бензин. Всего на 1% (по другим данным, на 1,5%), но СМИ уже окрестили это понижение "крахом". Причем не совсем заслуженно.
Если говорить о тенденции на топливном рынке в целом, то независимые АЗС до сих пор не оправились после истории 2018-го. Год назад, когда оптовые цены превысили розничные, многим частникам пришлось выйти из игры. К концу 2019-го больше их не стало, и причина в том числе в недостаточном спросе на нефтепродукты на рынке страны.
Что будет с ценами на основные виды топлива (бензин, дизель), ждать ли дефицита зимнего дизтоплива и при чем тут демпфер – в материале "ТОЛКа".
Статистическая погрешность
Аналитики сразу ряда компаний заявляют, что с начала 2019-го спрос на бензин упал примерно на 1%. Но если еще несколько лет назад отрицательная статистика могла вызвать панику на рынке, то сегодня понижение спроса на 1% беспокоит в основном журналистов, а не профильных экспертов.
Называть эти данные "резким спадом" несколько опрометчиво. Если перевести наблюдения аналитиков в буквальное выражение, получится, что 1% – это примерно 1 млн тонн нефтепродуктов. Например, Алтайский край в год потребляет около 800-900 тысяч тонн. Получается, что какой-то из регионов, подобных нашему, полностью перестал заправляться.
"Во-первых, причина таких цифр в снижении доходов и покупательной способности. Потому что дорожает все – от тарифов до ЖКХ. Во-вторых, большой объем транспорта переводится на газ. Кроме этого, у нас выпускаются сейчас более экологичные двигатели. В больших городах, таких как Москва или Санкт-Петербург, в центре практически перестали образовываться пробки, если нет какой-то ЧС. Люди перестали ездить на своих автомобилях в центр города", – говорит вице-президент Российского топливного союза (РТС) Юрий Матвейко.
Снижение объемов есть, это факт. Но не так страшна ситуация, как о ней пишут в СМИ, говорит эксперт. Если бы речь шла о сокращении объемов на 3-5%, то положение дел действительно можно было бы назвать серьезным.
У кого все хорошо?
В России растет объем производства, а количество независимых АЗС уменьшилось. В 2018-м топливный рынок лихорадило. Тогда оптовые цены превысили розничные, на автозаправках торговали нефтепродуктами чуть ли не себе в убыток. Но кто-то мог себе это позволить (например, нефтяные компании), а другие – нет. Сейчас ситуация иная, но и рынок частных АЗС не растет. "Потому что спрос не растет", – заявил в начале октября директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго РФ Антон Рубцов, пишет "Ъ".
"Реальное положение дел очень часто расходится со статистическими данными. Когда нам говорят, что у нас на топливном рынке все здорово. А кто об этом сказал? А сказали нефтяные компании. Ну, у них, может, и здорово. Потому что они 60%, а то и все 70% нефти экспортируют. А у частников, которые занимаются нефтепродуктами, – у них беда. И кому верить, здесь я бы еще посмотрел. Ну и год еще не закончился, мы говорим о трех кварталах 2019-го. Вот закончится год, там и цифры "собьются". Потому что, может, кто-то и какую-то цифру пропустил. В любом случае снижение есть", – комментирует Матвейко.
Демпфер
Тогда же, в кризисном для топливного рынка 2018-м, власти заключили соглашение с нефтяниками. Вначале срок действия документа определили до конца марта текущего года, позже продлили до 1 июля.
Суть договора была в том, что с 1 января нефтяники повысили цену в розницу не более чем на 1,7% (это с учетом повышения НДС), а через месяц индексировали ее так, чтобы по итогам года не превысить среднегодовую инфляцию (4,6%).
А еще на все время действия документа совместный приказ ФАС и Минэнерго об увеличении объема продаж топлива на бирже временно приостановили. Чтобы стабилизировать на весь период, ввели демпфирующий механизм. Все очень просто: торговать топливом на экспорт выгоднее, чем на внутреннем рынке. И чтобы компенсировать упущенную выгоду, государство выплачивает нефтяным компаниям потерянную разницу. Потери бюджета от демпфера в 2020–2022 годах прогнозируются в размере 416,9 млрд рублей, пишет "Ъ". Есть и второй вариант (почти нереальный), когда стоимость нефтепродуктов на российском рынке выше, чем на экспорт. В этом случае нефтяники отдают часть сверхприбыли государству.
"Сегодня ситуация складывается такая: заморозки цен нет, но демпфер работает. Чтобы нефтяные компании не везли топливо на экспорт, поскольку там более премиальный рынок, им государство компенсирует упущенную от экспорта выгоду. Соответственно, у нас на рынке сейчас достаточное количество нефтепродуктов. Если демпфер отменят, то сразу вырастут цены либо топливо всё уедет на экспорт. Правда жизни такова. Но за счет демпфера рынок стабилизирован", – поясняет Юрий Матвейко.
Спрос на бензин падает. А цена?
Падение спроса на бензин по всем законам экономики должно означать и снижение цены на продукт. Но не в случае с бензином. В розничной цене литра топлива более чем две трети — это акцизы и сборы. Так что сокращение спроса на бензин не приведет к изменению цен. По крайней мере, точно не в меньшую сторону.
"В цене одного литра бензина 72% – это налоги и акцизы. Соответственно, правительство должно принять следующее решение – мы снижаем ставки акцизов на 30%. Будет не 12 рублей, а 8 рублей, тогда мы сможем говорить о том, что цены на продукты нефтетоплива пойдут вниз. Но правительство с Нового года-то повышает акцизы. Кроме этого, уже объявили, что на 3,5% вырастут ж/д тарифы. К тому же у нас нерегулируемые тарифы на энергоносители, что говорит о том, что они дешеветь точно не будут. Так что говорить о том, что будет понижение цены, я бы не стал", – поясняет вице-президент Российского топливного союза.
Дизтопливо
Сложности с дизтопливом начались несколько лет назад, когда обязали торговать топливом пятого класса. Но его не производят в тех объемах, которые бы полностью закрыли потребности регионов. Поэтому на АЗС много суррогата либо дизельное топливо стоит дорого. Собственно, по всем прогнозам, цена подрастет еще.
"Мы увидим повышение цены зимнего дизельного топлива от 2 до 2,5 рублей на всех автозаправочных станциях. Потому что производство зимнего дизеля существенно отличается от летнего, оно значительно дороже. В 2018-м, когда мы писали обращения во все инстанции, заканчивая президентом страны, решение было принято о заморозке цен и введении демпфера на нефтепродукты. Если бы не было последнего механизма, то цена на АЗС была бы рублей на 6-7 выше, чем она сегодня есть", – резюмирует эксперт.
По дизтопливу, как говорят нефтяники, нужен еще год, максимум два, чтобы обеспечить все регионы РФ достаточным объемом зимнего нефтепродукта. И тогда с дефицитом должно быть покончено. Но сегодня с дизелем есть определенные сложности, особенно на тех территориях, где зимой холодно.