Эффект 3D: дизтопливо, демпфер, доступность. Что происходит на топливном рынке?

Эффект 3D: дизтопливо, демпфер, доступность. Что происходит на топливном рынке?

Без громких заявлений. Спрос на бензин упал, но что это значит?

В России упал спрос на бензин. Всего на 1% (по другим данным, на 1,5%), но СМИ уже окрестили это понижение "крахом". Причем не совсем заслуженно.

Если говорить о тенденции на топливном рынке в целом, то независимые АЗС до сих пор не оправились после истории 2018-го. Год назад, когда оптовые цены превысили розничные, многим частникам пришлось выйти из игры. К концу 2019-го больше их не стало, и причина в том числе в недостаточном спросе на нефтепродукты на рынке страны.

Что будет с ценами на основные виды топлива (бензин, дизель), ждать ли дефицита зимнего дизтоплива и при чем тут демпфер – в материале "ТОЛКа".

Статистическая погрешность

Аналитики сразу ряда компаний заявляют, что с начала 2019-го спрос на бензин упал примерно на 1%. Но если еще несколько лет назад отрицательная статистика могла вызвать панику на рынке, то сегодня понижение спроса на 1% беспокоит в основном журналистов, а не профильных экспертов. 

Хуже уже было. Ждать ли дальнейшего повышения цен на бензин в Алтайском крае

Хуже уже было. Ждать ли дальнейшего повышения цен на бензин в Алтайском крае

Вице-президент РТС о ситуации на рынке топлива и ожидать ли повышения цен на бензин выше уровня инфляции

Называть эти данные "резким спадом" несколько опрометчиво. Если перевести наблюдения аналитиков в буквальное выражение, получится, что 1% – это примерно 1 млн тонн нефтепродуктов. Например, Алтайский край в год потребляет около 800-900 тысяч тонн. Получается, что какой-то из регионов, подобных нашему, полностью перестал заправляться.

"Во-первых, причина таких цифр в снижении доходов и покупательной способности. Потому что дорожает все – от тарифов до ЖКХ. Во-вторых, большой объем транспорта переводится на газ. Кроме этого, у нас выпускаются сейчас более экологичные двигатели. В больших городах, таких как Москва или Санкт-Петербург, в центре практически перестали образовываться пробки, если нет какой-то ЧС. Люди перестали ездить на своих автомобилях в центр города", – говорит вице-президент Российского топливного союза (РТС) Юрий Матвейко.

Снижение объемов есть, это факт. Но не так страшна ситуация, как о ней пишут в СМИ, говорит эксперт. Если бы речь шла о сокращении объемов на 3-5%, то положение дел действительно можно было бы назвать серьезным.

У кого все хорошо?

В России растет объем производства, а количество независимых АЗС уменьшилось. В 2018-м топливный рынок лихорадило. Тогда оптовые цены превысили розничные, на автозаправках торговали нефтепродуктами чуть ли не себе в убыток. Но кто-то мог себе это позволить (например, нефтяные компании), а другие – нет. Сейчас ситуация иная, но и рынок частных АЗС не растет. "Потому что спрос не растет", – заявил в начале октября директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго РФ Антон Рубцов, пишет "Ъ".

"Реальное положение дел очень часто расходится со статистическими данными. Когда нам говорят, что у нас на топливном рынке все здорово. А кто об этом сказал? А сказали нефтяные компании. Ну, у них, может, и здорово. Потому что они 60%, а то и все 70% нефти экспортируют. А у частников, которые занимаются нефтепродуктами, – у них беда. И кому верить, здесь я бы еще посмотрел. Ну и год еще не закончился, мы говорим о трех кварталах 2019-го. Вот закончится год, там и цифры "собьются". Потому что, может, кто-то и какую-то цифру пропустил. В любом случае снижение есть", – комментирует Матвейко.

Демпфер

Тогда же, в кризисном для топливного рынка 2018-м, власти заключили соглашение с нефтяниками. Вначале срок действия документа определили до конца марта текущего года, позже продлили до 1 июля.

Последняя капля: эксперт о критической ситуации на алтайском топливном рынке

Последняя капля: эксперт о критической ситуации на алтайском топливном рынке

На оптовом рынке цены на топливо продолжают расти, в рознице дела обстоят не лучше. Эксперты не обещают ничего хорошего.

Суть договора была в том, что с 1 января нефтяники повысили цену в розницу не более чем на 1,7% (это с учетом повышения НДС), а через месяц индексировали ее так, чтобы по итогам года не превысить среднегодовую инфляцию (4,6%).

А еще на все время действия документа совместный приказ ФАС и Минэнерго об увеличении объема продаж топлива на бирже временно приостановили. Чтобы стабилизировать на весь период, ввели демпфирующий механизм. Все очень просто: торговать топливом на экспорт выгоднее, чем на внутреннем рынке. И чтобы компенсировать упущенную выгоду, государство выплачивает нефтяным компаниям потерянную разницу. Потери бюджета от демпфера в 2020–2022 годах прогнозируются в размере 416,9 млрд рублей, пишет "Ъ". Есть и второй вариант (почти нереальный), когда стоимость нефтепродуктов на российском рынке выше, чем на экспорт. В этом случае нефтяники отдают часть сверхприбыли государству.

"Сегодня ситуация складывается такая: заморозки цен нет, но демпфер работает. Чтобы нефтяные компании не везли топливо на экспорт, поскольку там более премиальный рынок, им государство компенсирует упущенную от экспорта выгоду. Соответственно, у нас на рынке сейчас достаточное количество нефтепродуктов. Если демпфер отменят, то сразу вырастут цены либо топливо всё уедет на экспорт. Правда жизни такова. Но за счет демпфера рынок стабилизирован", – поясняет Юрий Матвейко.

Спрос на бензин падает. А цена?

Падение спроса на бензин по всем законам экономики должно означать и снижение цены на продукт. Но не в случае с бензином. В розничной цене литра топлива более чем две трети — это акцизы и сборы. Так что сокращение спроса на бензин не приведет к изменению цен. По крайней мере, точно не в меньшую сторону.

"В цене одного литра бензина 72% – это налоги и акцизы. Соответственно, правительство должно принять следующее решение – мы снижаем ставки акцизов на 30%. Будет не 12 рублей, а 8 рублей, тогда мы сможем говорить о том, что цены на продукты нефтетоплива пойдут вниз. Но правительство с Нового года-то повышает акцизы. Кроме этого, уже объявили, что на 3,5% вырастут ж/д тарифы. К тому же у нас нерегулируемые тарифы на энергоносители, что говорит о том, что они дешеветь точно не будут. Так что говорить о том, что будет понижение цены, я бы не стал", – поясняет вице-президент Российского топливного союза.

Дизтопливо

Сложности с дизтопливом начались несколько лет назад, когда обязали торговать топливом пятого класса. Но его не производят в тех объемах, которые бы полностью закрыли потребности регионов. Поэтому на АЗС много суррогата либо дизельное топливо стоит дорого. Собственно, по всем прогнозам, цена подрастет еще.

Горючее и слезы. Эксперт рассказал, ждать ли повышения цен на бензин в 2019-м

Горючее и слезы. Эксперт рассказал, ждать ли повышения цен на бензин в 2019-м

Стабилизация рынка, дефицит зимнего топлива и риски частных АЗС. Что происходит на нефтяном рынке?

"Мы увидим повышение цены зимнего дизельного топлива от 2 до 2,5 рублей на всех автозаправочных станциях. Потому что производство зимнего дизеля существенно отличается от летнего, оно значительно дороже. В 2018-м, когда мы писали обращения во все инстанции, заканчивая президентом страны, решение было принято о заморозке цен и введении демпфера на нефтепродукты. Если бы не было последнего механизма, то цена на АЗС была бы рублей на 6-7 выше, чем она сегодня есть", – резюмирует эксперт.

По дизтопливу, как говорят нефтяники, нужен еще год, максимум два, чтобы обеспечить все регионы РФ достаточным объемом зимнего нефтепродукта. И тогда с дефицитом должно быть покончено. Но сегодня с дизелем есть определенные сложности, особенно на тех территориях, где зимой холодно.

1000

Лента новостей

Лента новостей