Стабилизация рынка, дефицит зимнего топлива и риски частных АЗС. Что происходит на нефтяном рынке?
В 2018-м нефтяной рынок, мягко говоря, лихорадило. Оптовая цена на топливо превышала розничную, стоимость топлива на АЗС постоянно росла. Еще в начале лета прошлого года руководством страны были даны вполне конкретные поручения для стабилизации ситуации. Однако долгое время эти поручения нефтяники игнорировали.
Резкий скачок цен пришелся на июнь, потом было затишье, и в августе стоимость бензина на АЗС опять стремительно начала расти.
На конец октября 2018-го себестоимость литра 92-го для "Роснефти" составляла 39,9 руб. На алтайских АЗС этой компании 92-й отпускали по 40,35 руб. за литр. А себестоимость другой марки бензина, 95-й, была равна 43,7 руб. за литр. Розничная цена – 42,15. Такие убытки "Роснефть" могла себе позволить, в отличие от частников.
Сейчас ситуация стабилизируется. Но риски уйти с рынка у независимых АЗС довольно высоки.
"Когда ты год работаешь в убыток, как за несколько недель можно компенсировать все убытки? Чудес не бывает. Нефтяники списывают сотни миллиардов убытков, которые они понесли в рознице, а частник себе такого позволить не может, у него есть кредитные обязательства перед банками. А банк его просто "порвет", заберет АЗС и продаст ее с молотка. Пока ничего не изменилось – как были проблемы, так они и есть", – прокомментировал ситуацию "ТОЛКу" вице-президент Российского топливного союза (РТС) Юрий Матвейко.
Дефицит зимнего топлива
По словам Матвейко, в настоящее время есть одна серьезная болевая точка – зимнее дизтопливо.
"Это самая дефицитная позиция последних двух лет, с чем это связано – никто объяснить не может. Хотя если вернуться на десять лет назад, зимнего топлива в принципе практически не было. Было летнее топливо и было арктическое. Скажем так, не было жестких стандартов и подходов со стороны технического регламента. В летнее топливо добавляли керосин, и, соответственно, получалось что-то среднее между соляркой и керосином. И это топливо работало до -35 градусов. Сегодня требования ужесточились. И у нас есть стандарты – это "Евро-5", – говорит вице-президент РТС.
Ранее прогноз по ценам на нефть на будущий год дал глава "ЛУКОЙЛа"
По прогнозам экспертов, проблема сохранится до марта 2019-го. Например, в ряде АЗС "Газпромнефти" в Новосибирской области просто не работают с зимним топливом – его нет в наличии. Все объемы, которые были запланированы на декабрь, уже проданы. Что касается Алтайского края, то у нас такого нет. И, скорее всего, не будет.
"С бензином в декабре все понятно – бензин есть, цена пошла вниз. По дизельным же пока дефицит. Как это будет – сложно сказать", – резюмирует Матвейко.
Что сейчас
АО "Биржа "Санкт-Петербург" подвела итоги за 2018-й. "Можно посмотреть, как биржа отработала в декабре. Объем продаж – максимальный, который был реализован на бирже "Санкт-Петербург" с момента ее создания. Говорит это о следующем: нет необходимости ручного регулирования обеспечения нефтепродуктом в России. Главное – наполнить рынок нефтепродуктами в нужном объеме для нормальной жизнедеятельности АЗС как частных, так и нефтяных компаний.
Вот только цена на нефть пошла вниз, и нефтяники остановили экспорт нефти и нефтепродуктов – точнее, серьезно сократили объемы, и рынок все расставил по местам. Бензин есть, топливо есть – пожалуйста, покупайте", – рассказывает Юрий Матвейко.
Рост цены на бензин
Как ранее заявил главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин, цены на нефтепродукты вырастут незначительно, при этом НДС и акцизы не скажутся на ценообразовании.
Нефтяные компании "притормозили" оптовые цены до конца 2018-го, а до весны 2019 года должны сдерживать их на уровне инфляции – это 1,7%. Однако как все будет на самом деле, не знает никто. Пример тому – ситуация на нефтяном рынке в 2018-м.
"Безусловно, Игорь Иванович (Сечин. – Прим. ред.) знает больше, чем все остальные в стране, кто связан с нефтепродуктами, и его мнению можно верить. Но если вспомнить апрель, июнь 2018-го, когда ФАС, Министерство энергетики и большие начальники нефтяных компаний говорили, что у нас все здорово, что у нас нефтепродуктов – завались и цена расти не будет... То, что мы видели, шло вразрез с тем, что говорили эти уважаемые господа", – отмечает вице-президент РТС.
Сегодня нефтяникам выгоднее торговать на внутреннем рынке. И причина в том, что нефть упала на 30%. Нет такой экспортной альтернативы, как было при цене нефти в 80 долларов и более.
На оптовом рынке цены на топливо продолжают расти, в рознице дела обстоят не лучше. Эксперты не обещают ничего хорошего.
"Пока цена нефти будет на таком уровне, как сейчас. Если она и подрастет, то на 1-2%. Если же цена нефти вернется к цифрам 80 долларов и более, то никто ни от чего не застрахован. Что касается января, думаю, что отработаем стабильно, но если вернуться ко всем нашим обращениям к регуляторам, то почему стабилизировалась цена? Потому что с 1 июля снизили акцизы, и, соответственно, с 1 января 2019 года все это вернулось назад и цена оптовая может вернуться к тем максимумам, которые были в октябре-ноябре. Если нефть не будет расти теми семимильными шагами, как было, то все и останется на уровне инфляции", – поясняет Матвейко.
Важно, что цена на нефть меньше влияет на ценообразование, чем политика, которую ведет правительство Российской Федерации, говорят эксперты. Так что дать точный прогноз, "как все будет на самом деле", не может никто.