Дело ясное, что схема темная: как суррогат выдают за топливо, чтобы не платить акцизы
Суррогатное топливо – давняя боль многих автомобилистов региона. Проблема не новая, даже по-обидному привычная. Опытные автовладельцы предпочитают заправляться на знакомых АЗС, где уверены в качестве бензина. Но таких немного даже в Барнауле.
"У нас масса мини-НПЗ. По разным данным, более 350 заводов. Есть небольшие, а есть предприятия, которые производят немаленький объем различных продуктов нефтепереработки. Это и печное топливо, и маловязкое топливо, и другие продукты. Они стоят не очень дорого. Эти продукты, которые мини-НПЗ производят, акцизом не облагают. Это значит, что и себестоимость совсем другая. Далее путем нехитрых манипуляций это топливо пытаются довести до состояния бензина", – рассказал "ТОЛКу" вице-президент Российского топливного союза (РТС) Юрий Матвейко.
Такой товар в ходу по нескольким причинам. Во-первых, поскольку суррогаты не облагаются акцизом, цена на АЗС, которая продает такое топливо, ниже, чем на заводе-изготовителе. Таких заправок хватает и в Алтайском крае.
Всего в регионе около 500 АЗС. Из них 380 частных. Около 30% автозаправочных станций региона грешат такой схемой работы, говорит эксперт. Речь, прежде всего, идет об АЗС, которые находятся достаточно далеко от городов.
В октябре 2018 года Сибирское межрегиональное территориальное управление Росстандарта привело данные о том, что Республика Алтай, Алтайский край, Новосибирская и Томская области стали лидерами в СФО по негативному показателю. В этих субъектах страны наибольшее количество АЗС, где торгуют некачественным топливом. Но кроме знания, умножающего скорбь, статистика, видимо, ничего не дает."Это не товарный продукт, который соответствует регламенту "Евро-5". Это будет товар, на котором может ехать машина, но товар с более низкой себестоимостью. Дорогие машины, которые соответствуют классу "Евро-5", сильно ощутят на себе отличие суррогата от настоящего бензина. А российские машины, например КамАЗы старшего поколения, могут совершенно спокойно ехать на печном топливе", – говорит Матвейко.
Однако суррогат на рынке усложняет и без того непростую ситуацию. Частным АЗС приходится тяжело: с одной стороны – нефтяные компании, создающие им неконкурентные условия, с другой – некачественное, но дешевое топливо, которое "забирает" часть клиентов.
"Это прямой обман потребителя, обман государства. Государство не получает акцизы, которые исчисляются большими суммами. Это недобросовестная конкуренция, и эти АЗС перетягивают на себя клиентов. Человек экономит, а потом это отражается на его автомобиле. Бывали случаи, когда машины ломались из-за суррогата. А доказать вину владельца АЗС, который продавал некачественное топливо, крайне сложно", – говорит вице-президент РТС.