Толк новости
Политика |

"Шторм вымотал": алтайский вице-премьер объяснил, почему в крае не ввели ЧС

Игорь Степаненко рассказал, от чего страшно устали люди и какие выводы уже сделала власть после бурана
Читать в полной версии ➔

С середины января Алтайский край находится во власти стихии. По данным на 29 января, почти 150 сел были отрезаны от трасс. В юго-западных районах ситуация самая острая – села заметены буквально по крышу, в некоторых перебои с поставками продуктов и лекарств. Людей спасают дорожники, сотрудники МЧС, полиция. В соцсетях жители требуют введения ЧС. Вице-премьер алтайского правительства Игорь Степаненко рассказал "ТОЛКу", почему его не вводят, какие "дороги жизни" появились в крае и о чем уже сейчас сделаны выводы.

   Почему в крае не вводят ЧС?

– 22 января губернатор подписал постановление о введении в Алтайском крае режима повышенной готовности. Мы считаем, что он позволяет обеспечить реализацию всех ресурсов, всех сил и средств, чтобы реагировать на сложные погодные условия и ситуации, с ними связанные.

Конечно, сложившаяся ситуация привела в ряде территорий к нарушению жизнеобеспечения и функционирования объектов. И некоторые районы, где наиболее сложная ситуация, своими решениями ввели режим ЧС.

Координация всей единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС осуществляется через оперативный штаб, который является межведомственным. Вся информация из районов поступает сюда, здесь принимаются консолидированные решения, как решать те или иные вопросы. Вся информация доводится до губернатора.

Мое мнение – вряд ли имеет смысл вводить режим ЧС на территории всего региона. К южным районам и так приковано все внимание и властей, и специальных служб. Вчера и сегодня в эти районы в сопровождении спецтехники и ГИБДД пробились колонны с продовольствием и товарами первой необходимости. До отрезанных от дорог поселков они доставляются альтернативными способами.

  

Да, конечно, плохая погода затянулась, и люди устали от всех этих неудобств. Штормы вымотали людей. Такая изолированность в современных условиях вызывает определенные реакции. И они нам понятны. Но мы делаем все, чтобы оказывать помощь. Все работают на прием информации. Основные вопросы решаются. Пускай с трудом, не везде, где-то более эффективно, где-то менее, но решаются.

На данный момент 148 населенных пунктов отрезаны от нормальной системы обеспечения. В 12 районах наблюдаются неблагоприятные метеоусловия. Речь идет примерно о 60 тысячах жителей.

Страдают ли от жажды в селе Утка?

– В этом селе Змеиногорского района нарушено холодное водообеспечение. Ремонтные бригады просто не могут туда добраться. У них есть все материально-техническое оборудование, чтобы заменить насос. Но физически добраться не могут.

Для обеспечения жителей Утки водой и продуктами задействованы два снегохода – МЧС и волонтеров. Ежедневно в село, по информации администрации района, привозится 200-300 литров бутилированной воды. У фермерского хозяйства, которое там расположено, есть три скважины, которыми всем разрешено бесплатно пользоваться.

Попытка восстановить водоснабжение была предпринята ремонтной бригадой из Змеиногорска. К сожалению, в данных условиях заменить вышедший из строя насос не удалось. А ремонтников пришлось вывозить с места силами спасателей МЧС.

  

Более сложная проблема – содержание скота. Человек от жажды мучиться не будет. А вот домашний скот действительно страдает.

Была бы разница, если бы ввели ЧС? Ничего бы не изменилось. В момент, когда был пик непогоды, более 260 населенных пунктов оказались отрезаны от основных магистралей. Более 1,5 тыс. км дорог требовали расчистки.

Высота снежного покрова во многих населенных пунктах и на трассах составляла три-четыре метра. Осадков выпало в три-четыре раза больше нормы. Это ни в коем случае не оправдание. Но это реалии жизни. Сегодня нужно прочистить основные магистрали.

"Люди устали, но не останавливаются"

– Люди, которые занимаются расчисткой дорог, страшно устают, но не останавливаются. Они только проходят дорогу, а ее следом опять заметает. Если на первом этапе бурана проблемой было обилие снега, то сейчас еще и то, что он мокрый. Сначала он был как пух. А сейчас тяжелый. Техника не выдерживает. Даже военная, а там машины по 60 тонн. Мы не можем их везде использовать, потому что есть особенность дорог, мосты такие тяжелые машины не выдержат.

Сейчас ежесуточно на федеральных и местных дорогах работает до 700 единиц техники. В их числе – техника хозяйств и предприятий.

   По принципу "вставай, страна огромная"

– Люди помогают на своем транспорте и в расчистке, и в доставке грузов. Они просто молодцы, достойны огромного уважения. И их немало. Люди понимают, что бывают такие ситуации, когда профессиональных сил и средств недостаточно. Когда надо поступать по принципу "вставай, страна огромная".

Помогают все. Пограничники в первые штормы вывозили беременных женщин. Даже МЧС не могло пробиться. А они помогли.

Оперативные отряды МЧС тоже все находятся "на передовой". Они профессионально приходят на помощь. У нас нет ни одного эпизода неоказания помощи – медицинской или любой другой. Это касается, например, рыбаков и охотников, которые пошли, несмотря на погоду. А потом приходилось их "выковыривать" и доставлять уже чуть живых. Иногда люди совершают просто безумные поступки: если из пункта А в пункт Б не может пройти техника, значит, можно добраться пешком, считают они.

"А в эфире – молчание"

– Зная о неблагоприятных прогнозах, мы проводили два селектора с муниципалитетами. Дали все исходные, куда обращаться. В постановлении губернатора о введении режима повышенной готовности прямо прописан перечень первоочередных мероприятий.

А потом стала приходить информация с территорий, что где-то чего-то не хватает. Конечно, ситуация, когда главы районов говорят одно, а в соцсетях появляется другое, огорчает. Я думаю, что это психологическая усталость жителей, объективная усталость. Машины не пробились с хлебом – проблема. Да, конечно. Но в итоге-то пришли.

  

Я надеюсь, это не кощунственно прозвучит, но у нас, по сути, появились "дороги жизни", по которым идут колонны с продуктами и товарами первой необходимости. Например, от Горняка в Змеиногорск. Поставщики движутся прямо за машинами специальных служб, которые пробивают дороги.

В том же Змеиногорске 28 января был министр транспорта. До этого в районе все время находились его заместители. Мы следим за ситуацией. Другое дело, что, когда задаешь вопрос главам, чем нужно помочь, тишина в эфире.

С одной стороны, это вызывает радость, потому что во главе наших территорий стоят люди сильные, уверенные в себе, которые не нуждаются в помощи. Но, с другой, несколько раз за селектор мы говорили: "Воспользуйтесь ситуацией, скажите, что нужно", но в ответ – молчание.

Структуры, которые призваны на местах оперативно реагировать, должны чувствовать и настроения людей. А они порой выливаются в обиды, претензии, выражение недовольства. Но этого можно было бы избежать, если бы информация и помощь поступали людям своевременно, тем более в небольших населенных пунктах. Там есть старосты, их значение сейчас велико.

   "Город подумал, что учения идут"

– Мы боялись, что могут быть серьезные аварии на линиях электропередачи. Ремонтные бригады и в нормальных-то погодных условиях иногда как альпинисты в горах передвигаются. А здесь такие обстоятельства! Но в результате все сработали хорошо. Это не значит, что отсутствовали экстренные ситуации. Это значит, что они оперативно ликвидировались. Если люди не почувствовали ухудшения, это не значит, что ничего не случилось, значит, что работа ведется правильно, и "город подумал, что учения идут".

Убытки фермеров

– Фермеры несут убытки, особенно те, которые содержат крупный рогатый скот. Спрогнозировать время расчистки дорог к конкретным фермерским хозяйствам сложно. Но мы надеемся, что сейчас произойдет температурный слом и люди уже смогут получить более точную информацию о том, когда техника придет им на помощь.

"Дороги исчезали просто как явление"

– Заявления, что "мы справимся", на примере даже Барнаула, себя не оправдали. Виктор Петрович Томенко правильную фразу сказал: "Все, что мы старались сделать хорошего за прошедший год, засыпало снегом". Не должно быть такого положения дел, когда стоит погрузчик и час ждет, пока к нему приедет самосвал, а потом еще час. И не только в столице региона, но и во всех наших городах. Мы понимаем, что нужно принимать совершенно другую схему и программу очистки территорий в зимний период.

Что касается сельских территорий, то там сейчас принимаются беспрецедентные меры по расчистке дорог. Но иногда дороги там просто исчезают как явление и остается белая гладь. И конечно, очень важно разрабатывать систему снегозащиты. Даже те же деревянные щиты, которые выполняют функцию снегозадержания. Пусть это не очень современный способ, но он действует. Где-то в крае они стоят. Это могут быть и искусственные лесопосадки, и другие защитные меры.

Читать в полной версии ➔