"Я принципиально туда не ходил". Новый собственник "Модеста" о покупке
Владелец Барнаульского молочного комбината Гарри Шония первый раз побывал на "Модесте" перед подачей заявки на участие в торгах на его покупку. Увиденное его ошеломило: износ оборудования оказался серьезнее ожидаемого. Но он давно планировал добавить к ассортименту комбината детскую молочку, поэтому пошел на торги. В интервью "ТОЛКу" предприниматель рассказал о планах на новый актив.
За что биться-то?– Гарри Викторович, "Модест" продан за 64 млн рублей при стартовых 63,7 млн. Вы опасались, что кто-то предложит больше?
– Для крупных федеральных игроков молочного рынка предприятие не интересно, они успешно развивают свои бренды в сегменте детского питания на собственных площадках. Но да, опасались. Мы предложили 64 млн, потому что это реальная экономически обоснованная цена.
Вокруг покупки "Модеста" сложился какой-то особенный ажиотаж. Я не пойму почему. Если бы предприятие было крупным, перспективным, современным, за него можно было бы биться. Но это маленький цех на 7-8 тонн продукции в сутки с устаревшими производственными мощностями. Сравните: БМК выпускает 400-450 тонн молочки в сутки, оборудование комбината ежегодно модернизируется.
– В каком состоянии предприятие сейчас?
– Я принципиально туда не ходил, потому что не хотел кривотолков. Хотя не спасло – все равно пошел слух, что я там торговый центр построю. Побывал только перед тем, как подать заявку на участие в торгах.
То, что я увидел, оказалось даже хуже ожидаемого. Установленное там оборудование морально и физически устарело. Даже "новую линию" разлива в стеклянную бутылку, которую прежний акционер – Алтайкрайимущество – поставил семь лет назад, уже нужно заменить в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил. По большому счету, основную часть оборудования предприятия нужно заменить уже в ближайшее время.
– Вы возглавляете крупный комплекс. Зачем вам маленький старый цех?
– Идее строительства на БМК цеха по производству детского питания уже лет 10. Этой продукции не хватает в нашем ассортименте. Лет пять-шесть назад я начал делать проект, но отложил: на первый план вышло развитие сыроделия. Проект строительства цеха по производству детского питания планировал осуществить после запуска в 2020 году обновленного завода по производству сыра в селе Быстрянка.
В последние годы шли разговоры, что "Модест" не нужен краю, потому что в его развитие необходимо инвестировать, а свободных денег нет. А я никогда не скрывал, что он мне интересен.
Мифы и реальность– Если оборудование "Модеста" настолько устарело, как предприятие до сих пор поддерживает качество? Про сметану и другие продукты легенды ходят.
– Это обусловлено не столько состоянием оборудования, сколько качеством сырья. Для производства детского питания можно использовать только высококачественное, отборное сырье. Его на "Модест" везут с двух племенных хозяйств края. Сегодня в Алтайском крае дефицит качественного сырья, но у нас есть собственное производство молока высшего сорта, которое можно направить на производство продуктов детского питания.
Кроме того, высокое качество продукции – это заслуга коллектива предприятия, сохранение которого – одна из главных задач на сегодняшний день.
Аппетит приходит во время еды– Что вы сделаете в первую очередь с новым активом?
– Сегодня еще рано говорить о каких-то конкретных мероприятиях. Но стратегические цели уже поставлены. Мы хотим увеличить производственные мощности при сохранении высокого стандарта качества продукта. В конечном итоге обеспечить население края и Сибирского федерального округа полезным и вкусным детским питанием. Планируемый объем инвестиций на сегодняшний день составляет от 120 до 200 млн рублей, которые будут направлены на расширение производственных и складских площадей, обновление оборудования.
Стратегия БМК – не только количественный, но и качественный рост. У нас есть большой опыт глубокой модернизации предприятия. В 2018 году мы начали масштабную реконструкцию Быстрянского и Карагужинского сыродельных заводов. Там ремонтировали и перестраивали цеха, все оборудование до последней гаечки заменили. Сейчас идут пусконаладочные работы.
Думали, что уложимся в 600 млн рублей. Но в ходе работ, как всегда, всплыли непредвиденные расходы, появились новые предложения от поставщиков оборудования. Аппетит приходит во время еды. В итоге суммарный объем инвестиций достиг почти миллиарда рублей.
– Вы уже представляете, какие новые продукты сможете предложить покупателям?
– Я принципиально не давал задание отделу маркетинга, пока результаты торгов не будут известны. Сейчас они будут изучать рынок детского питания, смотреть, что хочет покупатель. Возможно развитие линеек десертной группы, творожных продуктов и напитков на основе сыворотки с соком. Но этот вопрос надо прорабатывать специалистам. Уверенно скажу, что существующий ассортимент детского питания сокращать не планируем, будем его только расширять.
– Как в дальнейшем вы будете работать с персоналом? Наверное, на переоборудованном предприятии не нужно столько сотрудников?
– Наоборот. Как я уже отмечал, коллектив предприятия – это основа любого успешного дела. Коллектив будет сохранен, в том числе за счет планируемого расширения производства. Сокращение персонала не планируется не только в течение одного года, как предусмотрено условиями конкурса, но и в дальнейшем.
– Край полностью отходит от управления этим предприятием?
– Если будет поддержка в виде грантов или еще каких-то проектов, не будем отказываться. Но пока таких нет.
Справка. Как проходили торгиНачальная цена акций предприятия "Модест" определена управлением имущественных отношений Алтайского края. Она учитывает технологические параметры предприятия, рентабельность бизнеса и обоснована оценкой независимой специализированной организации. Процедура проведения торгов публична и проста, торги в электронной форме позволяют обеспечить доступ к торгам максимального количества участников. 64 млн – это реальная экономически обоснованная цена.
Гарри Шония: биография, чем известен предпринимательГарри Шония занимает пост председателя правления акционерного общества "Барнаульский молочный комбинат" с 2001 года. Ему принадлежит 50,27% акций предприятия. Еще пяти акционерам принадлежит от 9,17% до 11,11% акций.
Образование – высшее. В 1993 году окончил Алтайский политехнический институт по специальности инженер-строитель.
БМК объединяет 10 молокоприемных пунктов и 6 молзаводов Алтайского края, на которых производят продукцию под торговыми марками "Молочная сказка", "Биоснежка", "Лакт", "Чуйский", "Карагужинский". Ассортимент включает около 200 видов продукции. В сутки предприятие выпускает до 450 тонн молочной продукции.