Почему народ на местах может потерять власть после эксперимента на Алтае
В Алтайском крае хотят провести эксперимент, в результате которого в регионе исчезнут 27 сельсоветов. Вместо глав там могут появиться "наместники" одной на весь район администрации. Это может стать окончательным отстранением народа от управления на местах.
Три района Алтайского края – Петропавловский, Залесовский и Чарышский – решили испытать на себе новшество закона. Они хотят перестать быть районами и превратиться в так называемые муниципальные округа. В округах нет сельсоветов, а вся власть принадлежит окружной администрации.
В селах же останутся некие представители, не исключено, что сотрудники этих самых администраций – условный "зам по Березовке". Если практику трех районов власти признают правильной, то ее могут распространить и на другие районы. И тогда в крае останется единственный всенародно избираемый руководитель в исполнительной власти – губернатор. А вся местная власть встроится в вертикаль без права на собственное мнение.
Что это значит в практическом смысле? Сейчас только главы сельсоветов на местном уровне избираются всенародно (руководители городов и районов назначаются). Каждый из них может с полным правом сказать – я представляю интересы населения. Каждый при наличии воли и наказа жителей может прийти, например, к главе района, стукнуть, как в том кино, кулаком по столу и потребовать. Может даже поспорить или поругаться, если того требует ситуация в сельсовете.
Сможет ли это сделать "зам по Березовке", который будет подчиненным главы и получать зарплату в администрации?
Возьмем пример Олега Боронина, главы Сибирского сельсовета Первомайского района (в 2014 году также баллотировался в губернаторы). У многих людей во власти скулы сведет: навяз, вот уже где сидит и вообще в каждой бочке. Но. Боронин дважды побеждал на всенародных выборах, несмотря на явное неудовольствие краевых властей, а по неофициальным данным, и при прямом их противодействии.
Он неоднократно "воевал" с районной администрацией, особенно в вопросах, связанных с ЖКХ. Ему ничего не стоит публично пропесочить какую-то организацию, если ее действия идут вразрез с интересами жителей.
Возможно ли будет присутствие в местной власти людей, подобных ему, если сельсоветы упразднят и посадят в селах наместников?
Все доводы, которые приводят сторонники изменений, понятны. Да, бюджеты копеечные, и их ни на что не хватает. Да, полномочия минимальны, а если район и передает какие-то на местный уровень, то опять же почти без денег. Да, и сейчас главы сельсоветов, если хотят получить хоть какие-то деньги из района, сильно права не качают. Да, расходы на содержание чиновников сократятся. Да, найти кандидатов в главы сельсоветов становится все труднее и труднее, потому что зарплаты невысокие, а ответственность, в том числе уголовная и материальная, – всегда пожалуйста.
Но все это не отменяет вышесказанного. Власть на земле перестанет быть народной. То есть в буквальном – семантическом – смысле не будет никакой демократии.
Кстати, что в округах будет со штрафами, которые пачками выписывали главам, тоже интересный вопрос. Штрафы порой превышают размер зарплаты глав. Свалятся ли взыскания в муниципальных округах на главных руководителей, пока не ясно.
Опять же не вполне понятно, а что будет со ставками налога на имущество физлиц? Сейчас их определяют депутаты в сельсоветах, исходя опять же из интересов населения и необходимой наполняемости бюджета. Это их инструмент влияния. Сегодня это особенно важно, ведь в крае изменился способ уплаты налога – он будет исчисляться по кадастровой стоимости, близкой к рыночной. В округе будут скопом определять единую ставку для всех?
А как будут распределяться бюджеты? Кто будет защищать интересы сел при определении, кому сколько?
Деньги и власть – главное, что определяет состоятельность того или иного образования. Сельсоветы потеряют и то, и другое.