Толк новости
Экономика |

Ждем состояния комы. Какие проблемы обрушились на алтайский бизнес

Алтайские предприятия уже почувствовали на себе "эффект коронавируса" и готовятся к еще более тяжелым последствиям
Читать в полной версии ➔

На предприятиях Алтайского края растут просрочки по оплате товара и затраты на импортные расходники. Распространение коронавируса, возможный полный карантин и падение курса рубля поставят бизнес в крайне тяжелые условия. При этом руководство страны сообщает о проверках и наказаниях, а о поддержке речи не идет, рассказали "ТОЛКу" на предприятиях.

Дебиторка вверх   

У производственных компаний Алтайского края растет дебиторская задолженность. "Покупатели берут продукцию под реализацию, но говорят, что спрос упал, поэтому они не могут своевременно рассчитаться", – рассказал "ТОЛКу" Игорь Канаков, директор шинного комбината Nortec.

Руководитель другого крупного предприятия Барнаула рассказал на правах анонимности: для компенсации дебиторской задолженности заводу уже приходится брать незапланированные кредиты. Это в отсутствие расчетов от клиентов еще больше усиливает финансовую нагрузку.

На другом машиностроительном предприятии мощности задействованы на 40% от плановых, потому что отгрузки встали с февраля, и когда возобновятся, непонятно. Подводит в том числе и приостановившийся госзаказ.

"Пока мы продаем на 5-10% меньше обычного, и оплата идет ровно. Но судя по трендам развития пандемии коронавируса в России и мире, мы ждем сокращения продаж до 50%", – делится Виталий Смокотин, директор компании "Мартика", которая 96% продукции поставляет в другие регионы России и за рубеж.

  

Смокотин не исключает полный карантин на срок до двух месяцев: "В этом случае предприятия будут в состоянии комы: останутся небольшие резервы, чтобы поддерживать их жизнь, но не более того. Как, например, водитель или сотрудник цеха будет работать на удаленке?"

Об оптимистичном графике расчетов сообщил Виктор Яшкин, руководитель патронного завода, а также Андрей Лазарев, собственник "Алтайтары": "На фоне ажиотажного спроса на продукты возрос спрос и на упаковку. Предприниматели закупают ее в повышенных объемах. В том числе производители-импортеры. У них появилась возможность заработать на курсовой разнице. По нашим оценкам, на 20% больше".

Рентабельность вниз

Денис Зюзин, возглавляющий компанию "Киприно", рассказал "ТОЛКу", что рентабельность производства падает вслед за падением курса рубля. Из-за роста цен на комплектующие для оборудования, моющие средства, фильтры и другие компоненты ему уже нужно повышать цену отгрузки на 3-5%.

"Например, закваска стоила 200 тыс. рублей за тонну, теперь 260 тысяч. Но мы порой не можем связаться с нашими покупателями, чтобы урегулировать этот вопрос. Категорийные менеджеры по закупкам то в отпуске, то на больничном", – говорит Зюзин и не исключает, что ретейлеры получили распоряжение не повышать цену в магазинах.   

  

Между тем растет цена поставок от фермерских хозяйств. Об этом "ТОЛКу" рассказала Яна Лобанова, коммерческий директор компании "Дары полей" (производит крупу). Сейчас это компенсируется повышением цены закупки и объемов отгрузки, но в дальнейшем может привести к простою предприятия.

"Вслед за ажиотажным спросом произойдет спад, ведь купленные три-пять пачек той же гречки нужно сначала съесть, прежде чем идти в магазин за очередной покупкой. А производственное предприятие – как ребенок. Его нужно "постоянно кормить" – платить налоги, аренду, зарплату", – говорит Лобанова.

Производственники добавляют: президент Владимир Путин наказал следить за тем, чтобы цены на продукты в магазинах не выросли. Не исключено, что на рынок для этого выбросят госрезерв продуктов. Это снизит цену продажи, а вслед за этим и рентабельность производства. 

Туманное будущее

Некоторые предприятия региона имеют запас комплектующих и сырья, но они конечны. Что дальше? По многим позициям оперативное импортозамещение не сработает, говорят производители. Например, в России не выпускают металл необходимого качества – до сих пор его везли из Китая.

"Партнеры предприятия – поставщики и потребители – находятся в том числе в Белоруссии, Казахстане. Сейчас на заводе есть переходящие остатки сырья, но следующие поставки планируются на апрель. Что там будет, сейчас сказать сложно", – говорят на крупном заводе Алтайского края.

Удар ниже пояса

Руководители предприятий, которых опросил "ТОЛК", ограничиваются тем, что принимают дополнительные меры по организации труда. На многих производствах работают свои медкабинеты, помещения проветривают и дезинфицируют. Сотрудники, которые вернулись из зарубежной поездки, отправляются на двухнедельный карантин.

  

Но в ближайшем будущем ситуация может усугубиться. В таких условиях компании и другие производства будут вынуждены сначала массово задействовать плановые отпуска, а затем по "собственному желанию без содержания".

При этом премьер-министр Михаил Мишустин сообщает, что на предприятия, которые позволят себе сокращение персонала или другие действия, придут проверяющие из налоговой и прокуратуры.

"О том, чтобы поддержать бизнес и работников, речи нет. Я не думаю, что в России, как в других странах, в карантинных регионах предусмотрят компенсацию минимальной зарплаты из бюджета страны", – говорит Смокотин.

Валерий Покорняк, генеральный директор производственной компании "Алтан" (выпускает макароны Granmulino), говорит, что в такой ситуации удар ниже пояса получит малый и средний бизнес страны.

"Что предпринимают такие страны, как, например, Германия и Америка, в условиях глобального экономического кризиса? Они снижают или отменяют налоги, снимают процентные ставки по кредитам, замораживают платежи по "коммуналке". Правительство России не настроено на такие шаги. Главная его задача – сохранить крупный бизнес. Экономика России в ХХI веке сопоставима по уровню зрелости с экономикой Европы ХIX века. У нас не развиты профессиональные объединения, защищающие свои интересы", – говорит Покорняк "ТОЛКу".

Впрочем, Смокотин не исключает, что Минпромторг, как и в кризис 2014 года, компенсирует часть процентной ставки по кредитам. "Только это не тот механизм, который действительно поможет. Нам не надо денег. Нам надо, чтобы государство поддержало работников", – подчеркивает предприниматель.  

  

 

Читать в полной версии ➔