Десятки жителей Барнаула не могут вернуть авиабилеты и получить деньги
Жительница Барнаула Анна Адамайтес вместе с десятками других барнаульцев пытается вернуть деньги за авиабилеты, которые купила сыну. Ребенок вместе со своим школьным классом должен был поехать в экскурсионное путешествие в Санкт-Петербург. Из-за коронавируса родители решили не отправлять детей в Северную столицу. Но авиакомпания не спешит идти им навстречу.
"Авиакомпания водит нас за нос"Как рассказала на своей странице в Facebook Анна Адамайтес, деньги за гостиницу и экскурсии "с боем" вернули, а вот "Аэрофлот "конкретно бьется" за билет.
"Авиакомпания выносит мозг и, похоже, водит нас за нос. Части родителей ответили, что они не указали в заявлении номера банковской карты для возврата билета, а второй части, наоборот, предъявили претензию, что они указали и это тоже! Теперь одна половина, что не указала, исправила это, а вторая половина послала заявления без номера карты. С нетерпением жду ответа. Прелюбопытно узнать, что еще можно придумать, чтобы не возвращать деньги людям. Я чуток потерплю, а потом компании придется познать меня в гневе", — поделилась историей женщина.
Подобных рассказов в соцсетях у барнаульцев очень много. "ТОЛК" обратился к управляющему компании "Юрисдело" Сергею Сандаковскому за разъяснениями, как быть в подобной ситуации.
Если билет был куплен с функцией возвратаСогласно п. 1 ст. 108 Воздушного кодекса РФ стоимость билета по договору воздушной перевозки с условием о возврате платы при расторжении возвращается — при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации на рейс.
Причина отказа в этом случае неважна. Деньги возвращают за вычетом фактически понесенных расходов авиакомпании либо указанных в тарифе комиссий.
Однако и при такой, казалось бы, беспроигрышной ситуации бывают проблемы. Так, жительница Барнаула Алена Попова (имя изменено — прим. ред.) пытается вернуть деньги за возвратный билет на август в Крым. Вместо них авиакомпания Nordwind предлагает ей сертификат на полет на год либо перенести дату поездки.
"У меня уже поменялись планы — коронавирус все перевернул с ног на голову. К тому же не ясно, как будет развиваться эпидемия, будут ли открыты туристические объекты летом. Я переписываюсь с авиакомпанией уже неделю, отправила им претензию и настаиваю на возврате. Если деньги не вернут в срок, пойду в суд", – говорит Попова.
Если Алена выиграет суд, она получит даже больше денег, чем стоит билет, так как авиакомпании придется заплатить штраф и неустойку за каждый день задержки выплаты, говорит юрист Сергей Сандаковский.
Возврат в случае форс-мажораПассажир имеет право отказаться от воздушной перевозки по независящим от него причинам — это может быть болезнь или смерть близкого родственника, отказ в выдаче визы либо задержка отправления воздушного судна. Подробнее об этом можно почитать в п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ, а также в ст. 32 ФЗ "О защите прав потребителей". Деньги в этом случае должны вернуть.
При вынужденном отказе от перелета пассажира возвращается вся сумма. Сборы за оформление билета, других связанных с полетом документов и квитанций, бронирование, топливный и аэропортовый сборы тоже подлежат возврату.
Отказ от международной поездкиС 27 марта 2020 года правительство временно прекратило авиасообщение между Россией и иностранными государствами. Отказ пассажира от билета в период запрета считается вынужденным (приказ Минтранса России от 28 июня 2007 года № 82). То есть провозную плату обязаны вернуть.
Если полет должен состояться после снятия ограничений (и авиакомпания не отменяла соответствующий рейс), то отказ от него считается добровольным. В этом случае деньги возвращаются пассажиру согласно условиям тарифа.
Отказ от внутренней перевозки1 апреля 2020 года Минтранс России в информации "О возврате денежных средств за авиабилеты, оформленные по невозвратным тарифам" разъяснил:
Внутреннее воздушное сообщение не ограничено. Отмена рейсов авиаперевозчиков по России не имеет правовых оснований. Отказ пассажира от внутренней воздушной перевозки в случае отмены рейса считается вынужденным, и провозная плата подлежит возврату. Отказ при продолжении полетов авиакомпании считается добровольным, и провозная плата подлежит возврату согласно условиям тарифа. В какие сроки должны вернуть платуСтоимость билета должны вернуть в течение 10 дней (ст. 31 ФЗ "О защите прав потребителей").
В случае нарушения 10-дневного срока возврата перевозчик уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 3% от невозвращенной суммы (ст. 28 ФЗ "О защите прав потребителей").
Если пассажир обратится в суд, перевозчик заплатит в пользу потребителя еще 50% штрафа от суммы, присужденной ему, а также будет обязан возместить пассажиру моральный вред (ст. 151 Гражданского кодекса РФ).
Судиться с перевозчиком пассажир может по месту своего жительства (п. 2 ст. 17 ФЗ "О защите прав потребителей").
На что "давить" при добровольном отказе от авиабилетаПри отказе от перевозок по направлениям, где не введены запреты или ограничения на движение, возврата денег за билет можно требовать на основании ст. 451 Гражданского кодекса РФ со ссылкой на изменившиеся обстоятельства.
К таким обстоятельствам можно отнести опасение по поводу своего здоровья, ухудшения условий перевозки по договору из-за пандемии COVID-19.
Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года № 66 коронавирус внесен в перечень заболеваний, опасных для окружающих, власти рекомендуют отказываться от поездок.
Также к изменившимся обстоятельствам можно отнести сообщение об отмене мероприятия, на которое пассажир собирался, либо введение в регионе, куда он направлялся, ограничительных мер и тому подобное.