Дистант как образ жизни: перейдут ли алтайские школы на "удаленку" с 1 сентября
В родительских чатах Алтайского края паника: наш регион стал участником эксперимента по внедрению в школах и колледжах цифровой образовательной среды (ЦОС) с 1 сентября текущего года. Многие родители поставили знак равенства между ЦОС и дистанционным обучением. Региональный минобр уверяет, что это не так и с 1 сентября школьники, как обычно, сядут за парты, а не за домашние компьютеры. Мнения родителей, комментарии министерства и специалистов – в материале "ТОЛКа".
Что за программаПо госпрограмме "Развитие образования" в Алтайском крае с 1 сентября стартует проект по созданию и внедрению ЦОС в школах и колледжах. Соответствующий проект постановления правительства РФ опубликовало Министерство просвещения. Край вошел в число 14 регионов России, в которых с 1 сентября будут отрабатывать новые формы обучения.
Регионы получат 3 млрд рублей на развитие необходимой для эксперимента инфраструктуры в 1,7 тысячи школ.
Что получат школы:
высокоскоростной доступ в интернет со скоростью не менее 100 Мб/с в городской местности и не менее 50 Мб/с в сельской местности, компьютеры, программное обеспечение, презентационное оборудование. Почему паникуют родителиВ региональном минобре подчеркнули, что знак равенства между ЦОС и дистанционным обучением ставить нельзя и школы готовятся к организации учебного процесса в новом учебном году в штатном режиме.
Родители же утверждают, что под эгидой прогрессивных проектов им "впаривают" дистанционное обучение как норму дальнейшей жизни.
"Стоит согласиться на малое, пойти на уступки – и не заметишь, как твой ребенок учится дома. Постепенно, потихоньку, сначала из-за ковида, потом из-за того, что так якобы всем удобно. Кому удобно? Я не хочу, чтобы мой сын получал образование дистанционно. Я не готова быть и мамой, и учителем. В апреле, когда началась эпидемия и нас перевели на удаленку, я едва не сошла с ума. Ни я, ни мой ребенок не готовы к таким переменам", – прокомментировала Оксана, мама барнаульского школьника.
Родители негодуют и рисуют мрачные перспективы – падение качества образования, увольнения учителей, социальная дезориентация учеников и т. д.
Что будет на самом делеЦОС – это не переход на дистанционное обучение. Дети как учились в очном формате, так и продолжат после окончания эпидемии, рассказал "ТОЛКу" Юрий Абдуллаев, руководитель краевой организации профсоюзов работников образования и науки.
"Проект цифровой образовательной среды предназначен именно для таких экстренных ситуаций, того же гриппа, например, когда у нас школы неделями сидят на карантине. Или когда один ребенок болеет и не ходит в школу месяцами. Должны быть цифровые возможности для предоставления нашим детям права на образование", – объяснил Абдуллаев.
В первую очередь ЦОС – это, по словам специалиста, контент, которого сегодня очень не хватает учителям и ученикам: электронные учебники, задания, системы оценки знаний. Предполагается, что учитель не будет самостоятельно придумывать задания или сканировать учебники, как это было в период дистанта в апреле и мае. Преподаватель дает ссылку, ученик ее получает, выполняет задание и автоматически получает оценку.
Почему Алтайский край участвует в экспериментеТо, что мы попали в число экспериментальных регионов, по мнению Абдуллаева, большая удача. Чтобы попасть в число участников федеральных проектов, обязательна заявка самого региона. Затем специалисты оценивают его возможности и необходимость участия в эксперименте.
"Алтайский край участвует в проекте, чтобы у нас была возможность оснастить школы техникой, высокоскоростным интернетом и электронной образовательной средой. Не надо этого бояться. Всегда надо пытаться участвовать в экспериментах, потому что завтра это будут делать все, но под это уже не получат ни деньги, ни обучение, ни ресурсы", – комментирует Абдуллаев.
Дополнение, а не полный переходГлавное в этом проекте, по словам Михаила Рязанова, директора краевого информационно-аналитического центра, – оснастить школы современным высокотехнологичным оборудованием и доступом к высокоскоростному интернету.
"В проекте "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" ни слова не сказано о полном переходе на дистанционное образование и тем более о замене обычного офлайн-обучения обучением в дистанционной форме", – объяснил Рязанов.
Дистанционные курсы, интерактивные уроки и другие материалы рассматриваются, по словам специалиста, как дополнительная возможность повысить IT-компетенции у школьников.
Эксперимент завершится 31 декабря 2022 года. Планируется, что в нем будут участвовать Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область – Кузбасс, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.