Главное в пост – не есть друг друга. Священник о душе и воздержании в еде
В году у православных более 200 дней, когда они должны поститься. Но внимание большинства людей всегда приковано к Великому посту. Многие ограничивают себя в еде за компанию, другие испытывают себя на "слабо", третьи отказываются от пищи животного происхождения ради здоровья, но меньшинство задумывается о душе, говорят священнослужители.
Почему человеку, который решил поститься в первый раз, можно (а иногда и нужно) есть мясо, от какой молитвы не будет толка, рассказал настоятель храма иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" отец Анатолий Гришанов.
– Многие люди, которые решают поститься, в первую очередь делают акцент на питании: не есть мясо, пищу животного происхождения. Но пост – это не диета.
– Я знаю вегетарианцев, они по нашим понятиям все время постятся. Я знаю людей, которые под духовным прикрытием хотят похудеть. Кто-то хочет стать здоровее. И далеко не все ставят цель стать лучше. А пост как раз для того и нужен, чтобы нам стать лучше, чтобы работать с душой.
Но когда мы отказываем себе в еде, когда мы меньше едим тяжелой пищи, телу легче и легче молиться. Пост неразрывно связан с молитвой. Неразрывно. Но некоторые превращают его в диету. Человек во время поста молится больше, совершает прямые поклоны, читает Евангелие каждый день, в первые дни поста в храме происходят особо важные богослужения.
– Но воздержание от пищи животного происхождения – это уже достижение? Можно похвалить себя за это?
– Нет. У человека могут быть свои побудительные причины не есть мясо, рыбу, не пить вино. Но эти побуждения, скорее всего, не имеют никакого отношения к христианству и к духовной жизни. Понимаете? Поэтому могут быть даже ложные предпосылки, означающие ложный путь, какую-то гордость, когда человек считает себя центром вселенной.
Если вы выдерживаете пост для здоровья, как диету, ничего плохого нет. Но Великий пост – это десятая часть года фактически. В древности мы Богу посвящали десятину. Это не только христианская традиция. И в духовном, моральном смысле мы десятую часть своей жизни посвящаем Богу. Мы отказываемся от всего приятного для нас не только в еде. Телевизор, например, выключаем, воздерживаемся от развлечений. И при этом мы больше молимся. Это, скажем так, наша жертва Богу, наша десятина.
– Надо воздерживаться и от увеселительных мероприятий?
– Если вы подходите к посту первый раз, вы можете вначале даже не воздерживаться от пищи, предположим, а только посвятить время внутреннему состоянию, состоянию своей души. И вы в скором времени поймете, что чтобы преуспеть в молитве, в духовной жизни, вам надо ограничить себя в еде. Вам необходимо отказаться от развлечений, иначе вы не преуспеете в молитве. Ваша молитва будет пустой, вы будете просто читать слова и все. А толку от этого не будет.
– Почему не будет толку от молитвы, если я не воздерживаюсь от пищи или развлечений?
– Молитва покаянная. Мы перед Богом понимаем, когда смотрим на себя со стороны, на свои поступки, чувства, мысли, что мы кругом в грехах. Все, что в нас есть хорошего, Богом заложено при рождении. Все плохое мы приобрели сами.
Чтобы это исправить, простых усилий недостаточно. И чтобы нам изменить свои навыки, привычки, свою природу, характер, недостатки, нам надо не просто сконцентрироваться на молитве, нужно себя ограничивать во многих вещах.
Бог помогает нам в наших усилиях. И вы в самом деле можете измениться. А если просто молиться… Постепенно наша молитва станет похожей на жалобу или на просьбу к Богу, и мы опять собьемся с истинного пути.
– Более 200 дней в году – это постные дни, когда православные должны выдерживать пост. Но ажиотаж всегда вокруг Великого поста. Почему так?
– Потому что Великий пост заканчивается Пасхой. А Пасха – это праздник праздников. И чтобы ощутить пасхальную радость, почувствовать ее в сердце, почувствовать сопричастность к победе жизни над смертью, причастность к Богу, почувствовать, что мы спасены, что Христос спас нас от смерти, мы постимся. И через пост мы получаем это ощущение.
Если бы не было Пасхи, если бы Христос не воскрес, бессмысленна была бы вся вера, православие, христианство.
– Есть другая крайность: люди достаточно фанатично постятся. Осуждают тех, кто не выдерживает пост, не ходит в храмы.
– Это их личное дело, они могут жить, как им вздумается, они могут кому-то указывать. Но со стороны, по плодам, как говорится, видно, что люди раздражительные, любят всех поучать. Часто это люди злые, раздражительные, нетерпеливые, несмиренные. Это не православное проявление. Следовательно, вся их фанатичная духовная жизнь ложная. Вот и все.
И это было бы еще полбеды. Но так они же могут и навредить многим людям, которые еще только определяются.
– Своими нравоучениями? "Не так молишься, не так крестишься"?
– Да. Много крещеных, но мало кто знает суть христианства. И многие люди ищут эту суть, но натыкаются на людей, которые им могут помешать. Задача священника – не мешать людям приходить к Богу. Моя задача – не учить чему-то, не делать замечания. Это не моя обязанность. Моя обязанность – помочь человеку, которого коснулась божья благодать, прийти к церковной жизни, объяснить суть таинств, как через церковные таинства и молитвы можно приобрести духовные плоды. Рассказать об исповеди, о причастии.
Люди приходят к Богу не благодаря нашим проповедям, а какими-то своими дорогами. А те люди, о которых вы спрашиваете, не ведут и не идут к Богу. Они пытаются привязать к себе. Называют себя учителями, наставниками. Главное в пост – не есть друг друга. Пословиц и поговорок, связанных с постом, много. Но я всегда говорю, что правильный взгляд на вещи важнее ограничений в еде.
– Многие люди перетаскивают духовное, сокровенное в публичную плоскость. Людям проще выдержать 47 дней (в 2019 году Великий пост длится 47 дней – прим. ред.), демонстрируя успехи в социальной сети, делясь опытом с подписчиками. И это их путь и их выбор.
– Для мирян это немного смешно. "Простите меня за все, что я не выкладывал в сториз", – я и такое встречал в Прощеное воскресенье. Когда священнослужители в подобной плоскости начинают публиковаться, это, наверное, нехорошо, неприлично, потому что мы должны объяснять духовные вещи, говорить о самом важном. Но популяризироваться, опускаться на бытовой уровень, стараться удивить… Это принижает духовное значение поста.
– А можно в пост смотреть телевизор?
– Можно все, но не все полезно. Многие зависимы от телевизора. Я им предлагаю пульт на неделю убрать. Говорят, что не могут. Вот в этом случае отказ от телевизора полезен, он помогает победить привязанность. Я лично не смотрю телевизор. Но не потому, что я такой духовный, а потому, что мне просто не интересно.
Но когда люди не могут без него, вот тогда это плохо. И отказ от телевизора будет полезнее, чем отказ от еды. Человек будет больше читать, думать, размышлять.
– Если человек решит войти в пост со второго дня, со второй недели, с середины поста или выдержать только последнюю неделю – это не будет нарушением?
– Никогда не поздно войти в пост. Даже если человек по каким-то причинам не мог поститься, но у него есть желание, он может выдержать неделю перед Пасхой, особо строгую. Но в любом случае, если человек постится, а не выдерживает диету, он хотя бы один раз причащается. Если человек не причастился, значит, он в чем-то заблуждается и у него неправильный пост.