В регионе создали петицию за включение Алтайского края в эксперимент по сокращению количества экзаменов для девятиклассников, которые планируют выпускаться. В "пилот" пока вошли 12 регионов
На платформе OpenPetition появилась петиция к Минпросвещения РФ от родителей из Алтайского края с просьбой оставить для ряда девятиклассников только два базовых ОГЭ – по русскому языку и математике. А конкретно – включить наш регион в соответствующий пилотный проект, который пока власти планируют реализовать в 12 субъектах страны. Авторы петиции считают, что детям и так хватает учебной нагрузки, а "натаскивание" на тесты в столь раннем возрасте убивает всю мотивацию к учебе.
Федеральный законопроект об эксперименте по изменению порядка итоговой аттестации девятиклассников принят Госдумой во втором чтении 5 марта. Документ предлагает освободить выпускников от ОГЭ по выбору и оставить только обязательные испытания по русскому языку и математике.
Правда, послабления касаются лишь тех школьников, которые рассчитывают продолжать учебу в колледже или техникуме. Для детей, желающих перейти в десятый класс, набор испытаний планируют оставить прежним.
Во время обсуждения закона в Госдуме отмечалось, что мера поможет завлечь в систему начального профессионального образования больше молодежи — в стране есть большой запрос на рабочие кадры.
На этом этапе в пилотный проект включено 12 субъектов: Москва, Санкт-Петербург, Липецкая, Нижегородская, Ростовская, Саратовская и Тюменская области, Кузбасс, Камчатский и Краснодарский края, Республика Северная Осетия, Ямало-Ненецкий автономный округ.

"Даже как-то обидно, почему Алтайский край проходит мимо таких хороших инициатив. Возможно, если мы соберем достаточное количество подписей, в минобразования с нами по этому поводу поговорят", – делится с "Толком" мама школьника Елена Меньшикова, подписавшая петицию за включение региона в эксперимент.
Автор петиции Зарина Ашаева рассказала изданию, что пыталась обсудить отмену ОГЭ по выбору с директором школы и даже звонила по этому вопросу в краевой минобр. В ведомстве маме девятиклассника ответили, что вопрос по пилотным регионам уже решен на федеральном уровне и Алтайский край в список не включен. (Тот же краткий и сухой ответ ведомство дало и "Толку".)
Однако жительница края решила попытаться разбудить общественную инициативу. На момент подготовки материала петицию за участие Алтайского края в эксперименте подписали 103 человека.
Собеседницы "Толка" также считают, что в идеале освободить от экзаменов по выбору следовало бы всех девятиклассников: по словам Зарины Ашаевой, из-за нехватки учителей дети не всегда могут качественно подготовиться.
"Один из наших педагогов говорит: "Я провожу 13 уроков подряд в две смены, я не выхожу отсюда с утра и до глубокого вечера, плюс проверка тетрадей". А она ведет два предмета, которые детям свойственно выбирать, считая их легкими, – это биология и география. И она не может дать детям нормальную подготовку в силу этих обстоятельств. Все, что мы слышим, – "идите к репетиторам", – продолжает мама девятиклассника.
Елена Меньшикова добавляет: заточенность школьников и педагогов на результат мешает по-настоящему получать знания.
"Происходит натаскивание именно на сдачу тестов. Особенно остро это чувствуется в обучении иностранному языку. Ребенок, который сдает тесты на высокие баллы, может даже не иметь навыков разговорной речи, не разбираться в грамматике. Даст ли это образованности ребятам? Вряд ли. Я как мама будущего девятиклассника понимаю, что сейчас, видимо, мне придется запастись бюджетом на репетиторов для того, чтобы "натаскать" ребенка на все эти 4 предмета, и акценты с учебы будут смещены".

Еще одна важная сторона вопроса – повышенный стресс: по словам Зарины, класс ее сына недавно проходил допуск к ОГЭ в виде собеседования и у некоторых детей уже на этом этапе случился нервный срыв. А на "настоящем" экзамене стрессовых факторов для неокрепшего организма бывает еще больше.
"Ребятишки в 9-м классе, а у них уже камеры везде. Ручка упала – они даже не могут наклониться и ее поднять, потому что, если камера это зафиксирует, ученика нужно будет удалить с экзамена!" – сетует собеседница.
Другой собеседник издания — учитель истории и обществознания Виталий Еременко — добавляет, что нередко ученики девятых классов пребывают в замешательстве при выборе предметов для экзамена.
"Значительной массе школьников, которые пока не могут определиться, чего они хотят в жизни, что нормально для этого возраста, очень сложно выбрать экзамены. По идее, мотивация должна быть уже в начале учебного года, потому что во втором полугодии начинается упорная подготовка. Некоторые считают, что можно подготовиться в последнюю четверть, они мечутся и даже меняют решение в последний момент. Мотивация иногда отсутствует, и выбирают по принципу "надо что-то выбрать". А что проще? Обществознание и география", – поясняет педагог.
В целом, комментируя федеральный эксперимент, педагог отмечает, что отмена ОГЭ по выбору действительно может способствовать наполняемости ссузов. Но в то же время есть профильные колледжи, например строительные или медицинские, абитуриентам которых желательно владеть знаниями по определенным предметам, а не только по базовым.
Директор Алтайской академии гостеприимства Сергей Ездин отметил, что их учебному заведению по существу не важно, сколько выпускных экзаменов в девятом классе сдаст их будущий абитуриент, так как набор в СПО все равно ведется по среднему баллу аттестата. На некоторых специальностях существуют внутренние испытания, например творческие конкурсы.
Третье чтение законопроекта об ОГЭ-эксперименте планируется в Госдуме 18 марта.