В ближайшие годы железнодорожный вокзал в Барнауле существенно преобразится. Обновятся не только здания, но и привокзальная площадь
Привокзальная площадь – одно из самых важных мест в Барнауле. Это первое, что видит любой приехавший в столицу Алтайского края. Однако сейчас ее состояние оставляет желать лучшего. Площадь давно пора реконструировать, чем власти города планируют заняться уже в следующем году. Пока что архитекторы работают над эскизами будущей площади. Недавно, 6 апреля, варианты реконструкции обсудили в мэрии. Какие планы есть на объект и почему площадь надо обновлять, "Толк" спросил у барнаульских экспертов.
Площадь трех вокзалов
На совещании в мэрии 6 апреля обсудили только предварительные планы реконструкции площади у железнодорожного вокзала. В мэрии "Толку" сообщили, что полноценный проект должны подготовить до 31 мая 2022 года.
Эскизы получили положительную оценку со стороны экспертов мэрии. Однако заместитель главы администрации города по дорожному хозяйству и транспорту Антон Шеломенцев поручил еще доработать их с учетом всех предложений, а также учесть все мероприятия, связанные со строительством стоящего рядом ЖК "Локомотив". После доработки проекты обсудят с общественниками и экспертами. Сам ремонт планируется на 2023-2025 годы.
Из информации мэрии следует, что планы предполагают создание здесь велодорожек, единой платформы для общественного транспорта, новых парковочных зон и дополнительного озеленения.
Контракт на разработку планов реконструкции привокзальной площади в Барнауле мэрия заключила с проектным институтом "Алтайкоммунпроект" на 2,5 млн рублей. А институт, в свою очередь, договорился с архитектурным бюро MDVA, которое теперь занимается проектом благоустройства.
Архитектор из MDVA Максим Максименко поделился некоторыми подробностями представленных вариантов реконструкции. По его словам, все они похожи и отличаются лишь деталями. Всего сейчас существует три плана будущей площади от MDVA и "Алтайкоммунпроекта", по ним ведется обсуждение. Однако предложения есть и от РЖД, и от специалистов алтайского политеха, и от МКУ "Архитектура города Барнаула".
По словам Максименко, три главных варианта объединяет одна идея – создать благоустроенную площадь трех вокзалов. Стоит сказать, что, по планам РЖД, вокзала будет как раз три: автовокзал, историческое здание и большое здание железнодорожного вокзала. Если с первым все останется как прежде, то второе будет использоваться для междугородних поездов, а третье – для пригородных электричек. Историческое здание будет соединено с большим переходом. Однако это планы РЖД по реконструкции самого вокзала. Площадь – тема отдельная.
"Хочется, чтобы гости города, выходя из вокзала, попадали на площадь как на общественное пространство, чтобы там было какое-то благоустройство, встречающий знак, рассказывающий об истории города. Эта идея во всех вариантах присутствует", – поделился Максименко
Автомобили все заполонили
Архитекторы хотят сделать на площади зоны отдыха с лавочками, новое освещение, малые архитектурные формы, остановочные павильоны, площадку-отстойник для общественного транспорта, зоны посадки и высадки для такси и автомобилей, а также парковки. Последнее – отдельная головная боль для авторов проекта. По словам Максима Максименко, большая часть территории отдана под транспортную инфраструктуру и пешеходы должны идти по автомобильным дорогам. Это неудобно и небезопасно.
Площадь представляет себой парковки и дороги, и гостей Барнаула встречает не удобное общественное пространство, а автомобили. Вместо них должна быть красота, озеленение и благоустроенная зона. Для этого парковки собираются сместить левее (если смотреть на вокзал) и распределить по-другому. А пространство перед вокзалом будет открытым.
Никаких даже предполагаемых сумм проекта пока никто не называет. Максим Максименко говорит, что сейчас все зависит от варианта. Один из них, например, подразумевает небольшое изменение контактной сети троллейбуса. Если будет выбран данный вариант, то это отразится на стоимости проекта. Кроме того, есть неопределенность с ценами на рынке стройматериалов. Поэтому только когда специалисты составят смету, тогда и будут понятны объемы финансирования.
Свято место пусто не бывает
Еще в конце января стало известно об еще одном изменении на привокзальной площади – городские власти намерены поставить там церковь. Тогда СМИ предположили, что речь идет о храме преподобного Серафима Саровского на площади Победы, 9в.
Максим Максименко подтверждает, что храм действительно фигурирует в проектах. Сейчас он больше похож на часовню, однако, говорит собеседник, представители епархии попросили расширить объект до полноценного храма.
Однако ставить церковь в центр привокзальной площади никто не планирует. По словам Максима Максименко, храм будет в том же углу, что и сейчас, только его "подвинут".
"В наших вариантах церковь не размещается непосредственно на площади. Она сдвигается для того, чтобы не попадать в коридор перспективного строительства", – отметил архитектор.
Насчет церкви на привокзальной площади мнения экспертов разделяются. Например, молодой архитектор Андрей Атаджанов отмечает, что религиозное сооружение может находиться на площади, но только как элемент архитектуры. Гости города вряд ли будут туда заходить в большом количестве. Поэтому самое главное – грамотно вписать церковь в ансамбль площади.
У экс-депутата АКЗС, руководителя барнаульского парка "Изумрудный" и Фонда имущества Алтайского края Владислава Вакаева позиция промежуточная. С одной стороны, отмечает он, сейчас площадь перегружена и ограничена как транспортный узел. Храм на ней может усугубить ситуацию. С другой стороны, говорит Вакаев, сделать хорошо можно, но надо подойти к делу с умом.
А вот архитектор Станислав Зенков относится к идее храма на площади однозначно негативно. По его мнению, храм барнаульской привокзальной площади точно помешает.
"Не надо лепить в одну кучу все, это просто некрасиво, это неправильно. Один объект появился, потом другой… Но функции у них разные, атмосфера другая. Зачем в эту суету толкать религиозное сооружение? Не терпит оно криков, суеты, хамства, без которого такие места не обходятся. Там и так территории очень мало осталось, чтобы обеспечить людей необходимыми условиями", – считает Станислав Зенков.
Вокзальная провинция
Однако все эксперты сходятся во мнении – площадью надо заниматься. Все тот же Станислав Зенков отмечает, что сейчас на площади "сделано все, чтобы людям было максимально неудобно". По его словам, раньше транспортный узел считался большим достижением Барнаула, так как авто– и железнодорожный вокзалы в одном месте. Но теперь на вокзале человеку негде остановиться, негде присесть, а порой даже негде припарковаться, объясняет эксперт.
Чтобы исправить ситуацию, нужно разговаривать с представителями разных сфер и задумываться не о дизайне или красоте, а о том, чтобы вокзал был удобным для пассажиров, чтобы там была хорошая инфраструктура, считает собеседник.
"Там надо не ставить что-то новое, а вычищать. Надо работать над пешеходным движением, разобраться с транспортом, с парковками, потому что сейчас туда не подъехать. Людям деваться некуда. У нас самая настоящая провинция, когда подходишь к вокзалу. От этого надо уходить", – отмечает Зенков.
Архитектор Андрей Атаджанов согласен с тем, что площадь в первую очередь должна быть удобным транспортным узлом для приезжих людей.
При этом заниматься благоустройством надо, территорию стоит озеленить. Сейчас с этим есть проблемы, но они, отмечает эксперт, по проекту должны быть исправлены. Заниматься озеленением надо потому, что без растений площадь превращается в "сковородку", на которой зимой – холодно, а летом – жарко. А когда есть деревья, они создают тень и влажность. Главное, чтобы озеленение было не точечным, а крупномерным, объясняет Атаджанов.
Также он поддерживает появление на площади малых архитектурных форм и некоего знакового элемента. Таким как раз должен стать камень с историей города.
"Человек приехал в чужой город, он вышел, хочет увидеть что-то приятное, какой-то знакомый элемент, с чем-то сфотографироваться. Инфраструктура накладывает эмоциональный отпечаток. Но все это должно быть адаптировано к главной функции вокзала. И благоустройство, и малые формы", – отмечает Атаджанов.
Еще одна проблема – ларьки, которые стоят на вокзале уже давно. Само наличие таких общепитов – это хорошо, ведь приехавшим хочется что-то поесть, да и цены там куда ниже, чем в самом здании вокзала, говорит архитектор. Однако все нужно сделать цивилизованно.
Необходимость заниматься вокзальным общепитом признает и Владислав Вакаев. Он отмечает, что сейчас там есть только чебуреки и беляши. А это – прошлый век. Людям нужны цивилизованные точки с уличной едой. По словам Вакаева, площади, в принципе, нужно избавляться от духа 1990-х годов. Сейчас в голове барнаульцев есть образ, что вокзал – это ларьки и рынки, а такой подход неправильный, говорит эксперт.
Руководитель "Изумрудного" видит идеальный вокзал как площадь с большим количеством скамеек с фонтаном или памятником в центре. Но главное – разобраться с транспортной инфраструктурой и развивать территорию с прицелом на будущее, считает Вакаев.