Пассажироперевозчики солидарны: тарифы нужно поднимать. Однако мнения о том, должен ли чей-то "ценник" стать выше, расходятся
В Барнауле вновь заговорили об одной из наиболее болезненных для большинства горожан тем: повышении цен на проезд в общественном транспорте. В последние годы увеличение тарифов в Барнауле было единым для всех видов транспорта, однако история знает и дифференцированный подход к росту цен на проезд. Как ко второму – "индивидуальному" – подходу относятся сами представители транспортной отрасли и насколько он мог бы быть оправдан, выяснял корреспондент "Толка".
Каждому свое
Исторически в Барнауле в периоды, когда цены на проезд были дифференцированными, самый высокий тариф получали маршрутки. Это позволяет предположить, что в случае внедрения индивидуальных тарифов они могут получить ценник выше, чем на других видах транспорта.
"Маршрутка вмещает в себя меньше народу, и если цена будет больше, то она не будет так набиваться. Вы будете ехать с комфортом, если заплатите побольше. А если вы выбрали автобус подешевле, тогда стойте и толкайтесь там", – обосновал "привилегии" маршруток перевозчик Олег Бесчастный.
При этом обслуживание больших автобусов, по словам бизнесмена, обходится дороже: они в Барнауле уже не особенно новые и поломки там происходят чаще. Однако пересадить всех горожан на маршрутки не выйдет: для того чтобы "переварить" весь пассажиропоток, их нужно существенно больше – примерно пять маршруток вместо одного большого автобуса.
А желаемый размер стоимости проезда, по мнению предпринимателя, должен составлять как минимум 35 рублей, то есть на семь рублей больше, чем сейчас.
Автобусы – в реку?
Представителям "большого" транспорта есть что возразить. Хотя само по себе повышение цены они поддерживают обеими руками.
"В конечном итоге город будет ездить на "Газелях". Нам проще будет нанять людей, подвезти автобусы на берег Оби и с обрыва их столкнуть", – эмоционально прокомментировал гипотетические преференции для маршруток представитель компании "Транском", обслуживающей половину маршрута №20.
Расходы, по словам собеседника, слишком разнятся. Так, автобус заправляется дизельным топливом на 8-10 тысяч рублей, в то время как "маршрутчику" нужны 3-4 тысячи. То же самое и с комплектующими, вплоть до колес. Однако выручка и у автобусов побольше, и у маршруток почти одинаковая.
Кроме того, как сообщили в "Транскоме", маршруткам на руку играет отсутствие отчетности – валидаторов и требования предоставлять билеты. Для автобусов же это требование создает дополнительную денежную нагрузку.
Столь непростые реалии работы в итоге ведут к вымиранию больших автобусов: раньше, по данным представителя "Транскома", в городе было шесть или семь компаний, пользовавшихся таким транспортом. Сейчас ими располагают лишь четыре.
При этом небольшая разница между тарифами автобусов и маршруток пассажиров от последних не отвратит.
"Если бы сделали тариф в автобусах 30 рублей, а в маршрутках 40 рублей, тогда было бы другое дело", – резюмируют в "Транскоме".
В компании "Вега-Транс" настрой в целом такой же – там указывают, что повышение тарифов необходимо, однако отдавать какую-то особую преференцию маршруткам не стоит.
"Понятно, что у малого транспорта вместимость меньше. Но у нас дороже обслуживание автобуса, больше транспортный налог, больше страхование ОСАГО, расход солярки больше", – сообщают в "Вега-Трансе".
Если обслуживание малого транспорта станет еще более выгодным (в сравнении с автобусами), то это приведет к печальным последствиям: росту пробок. А потому большим автобусам нужна поддержка.
Даешь индексацию
Предприниматель Антон Еньшин, чей транспорт обслуживает маршруты №6, 41 и 78, отмечает: вместо того чтобы повышать цены в транспорте по запросу перевозчиков, нужно рассматривать вопрос ежегодно.
"Берем годовую инфляцию и привязываем к ней стоимость проезда. Как это происходит в сфере ЖКХ: летом они проходят индексацию. Здесь то же самое", – считает предприниматель.
Такая индексация, по мнению Еньшина, упростила бы жизнь перевозчикам и вызывала бы меньше непонимания у клиентов.
Что же касается перспектив уже грядущего повышения цен, то оно, как считает предприниматель, должно было произойти, что называется, еще вчера. Условные два рубля к стоимости проезда в Барнауле, по мнению собеседника, нужно было прибавить еще летом. Сейчас же, чтобы помочь перевозчикам рассчитаться с долгами, образовавшимися в начале года, нужно хотя бы три-четыре рубля.