С наступлением тепла мост на проспекте Ленина в Барнауле стал "расти" быстрее. Скоро его конструкции будет видно невооруженным взглядом, а в середине весны начнут монтировать пролеты
Мост на Новом рынке планируют открыть в конце этой осени. А пока до разрезания церемониальной ленточки еще восемь месяцев, мы решили подвести промежуточные итоги. Что было сделано в этом году и когда на свайных полях "вырастут" опоры и по ним "пустят" пролеты? Об этом "Толку" рассказали сами мостостроители.
Слабые грунты и современные технологии
Строительство моста на Новом рынке идет строго по графику. Сейчас работники Барнаульского ДСУ-4 возводят опоры для будущего инфраструктурного объекта. Чтобы "ноги" путепровода стояли крепко, мостостроители укрепили грунт железобетоном. Для этого они обустроили поля буронабивных свай.
В особо сложных местах со слабыми грунтами применили спецтехнологии.
Напомним, большой трехпролетный (бывший когда-то восьмипролетным) путепровод будет стоять на четырех опорах. Три из них сейчас строят на буронабивных сваях, одну – на мелкозаглубленном фундаменте. В прошлом году выяснилось, что грунты под ними не такие надежные, как это требует норматив.
Задачу решили быстро – разработали дополнительный проект и привлекли субподрядчика, работающего в области буровых работ. Укреплением грунтов под барнаульским мостом занялась специалисты компании "Райдекс". С помощью современной технологии Jet grouting (струйная цементация) они буквально создали новый, намного более прочный грунт.
Для этого в буронабивных сваях проложили трубки диаметром 159 см. По ним под высоким давлением внутрь конструкций закачивали цементно-водяную смесь. Как рассказал "Толку" замначальника участка компании Артем Кучеров, таким образом происходил размыв слабого грунта и смешение его с накачиваемым раствором.
Для четырех опор были сформированы 308 грунтоцементных свай. На один погонный метр каждой использовали около 400 кг цемента.
Когда построят опоры
Укрепление грунтов завершилось в этом году. В середине февраля стало известно, что работы выполнены и ведутся испытания конструкций на прочность. Проверки прошли успешно.
Сейчас полным ходом идет строительство опор. И если раньше работы шли под землей и были практически не видны рядовым обывателям, то сегодня плоды трудов предстают перед барнаульцами во всей красе. Особенно повезло близлежащим высоткам – стройка видна как на ладони.
Так, можно увидеть, что на разных опорах идет монтаж металлокаркасов и заливка бетоном. На малом путепроводе эти работы близятся к завершению.
"Согласно проектному решению, одну опору бетонируют не целиком, а по половинам. Это продиктовано технологией строительства. Одна половина опоры бетонируется в течение трех дней", – сообщил еще в феврале замдиректора Барнаульского ДСУ №4 Денис Попрядухин.
По словам руководителя подрядной организации Николая Данилина, до конца марта мостостроители закончат работы на опорных частях и в апреле начнут монтаж пролетного строения маленького путепровода.
"Далее приступим к омоноличиванию швов, устройству защитного слоя бетона и переходных зон", – сообщил мостостроитель.
Первые пролеты
Параллельно идет строительство на месте большого путепровода. В феврале рабочие закончили с четвертой опорой, а на первой начали устройство металлокаркаса. Как раз сейчас его заливают бетоном.
Возведение опор завершится в апреле, после рабочие приступят к монтажу пролетных строений. Процесс сложный, признаются эксперты. Во-первых, сама по себе технология довольно трудоемкая. Во-вторых, она предполагает работу над железнодорожными путями, а это значит, что ее будут вести в технологические окна. Монтаж продлится все лето.
"Весь график расписан. Восстановление трамвайных путей запланировано на осень, асфальтобетонного покрытия. И пока мы стремимся к вводу объекта в ноябре этого года", – отметил Данилин.
Напомним, металлоконструкции для самого протяженного путепровода изготовили в Тюмени на заводе "Стальмост". На это было потрачено 350 млн рублей. Первые партии начали прибывать на стройку у Нового рынка в ноябре прошлого года.
К месту реконструкции моста на проспекте Ленина детали практически ежедневно привозил спецтранспорт. На отгрузку всех частей исполнителю понадобилось 53 рейса. И сегодня все они находятся в городе.
Начиная с апреля, металлоконструкции начнут монтировать на опоры, поверх которых уложат железобетонные (ортотропные) плиты. Балки соберут на строительной площадке и установят на место грузовым подъемным механизмом. Путепровод будет состоять из шести балок, на их устройство потребуется 36 металлических блоков.
"Для монтажа будет использована спецтехника. Так, самый протяженный пролет рабочие будут собирать путем надвижки (или наката) с помощью гидравлического силового оборудования (домкрата). Менее протяженные пролеты предварительно соберут и смонтируют одним или двумя кранами большой грузоподъемности", – еще в октябре "Толку" рассказал Денис Попрядухин.
Мост наготове
Перед тем как приступить к сборке большого путепровода из металлоконструкций, работники ДСУ-4 соберут маленький. Сначала достроят опоры №1 и №2, проведут обратную засыпку насыпи в их районе. Далее мостостроители приступят к монтажу балок пролетных строений.
"После реконструкции трехпролетный путепровод станет однопролетным. На опоры смонтируют железобетонные балки длиной 18 метров. Их 25 штук. Все они сейчас находятся на строительной площадке. В апреле мы планируем закончить эти работы", – пояснил "Толку" Денис Попрядухин.
Таким образом, к середине весны барнаульцы увидят не просто крепкие опоры, но и сам путепровод. Правда, вначале он предстанет в черновом варианте.
"Это будет почти готовое сооружение, которое останется дообустроить подходами, покрытием, барьерным и перильным ограждениями, освещением, трамвайными путями", – пояснил эксперт.
После окончания работ барнаульцам откроют путепровод с тремя полосами движения транспорта в обе стороны, двумя трамвайными линиями, широкими пешеходные тротуары и освещением.
Пять фактов о путепроводе на "Ленинском":
- Факт 1. Мост на новом рынке – это два путепровода. Большой протянулся от ТЦ "Пионер" до земляного вала. Малый – от земляного "острова" до Дома быта. Вместе они и составляют визуально единый мост, по которому проходит проспект Ленина.
- Факт 2. После реконструкции у моста изменится пролетность. Большой был восьмипролетным, станет трехпролетным. У малого было три пролета, а останется – только один.
- Факт 3. Перед возведением видимой части путепровода мостостроители провели колоссальную работу по выведению сетей коммуникаций, в том числе отопительной системы города, насытили грунты сваями, дополнительно их укрепили.
- Факт 4. Опора №4 будет разительно отличаться от всех остальных. Ее конструкция безростверковая, поэтому здесь будут наращивать стойки.
- Факт 5. Мост полностью перекрыли для движения 21 мая 2022 года. Но глобальные перемены начались 10 мая. В этот день перекрыли нечетную часть проспекта Ленина, проходившую по старому путепроводу.