"Толк" завершает серию интервью с замглавы администрации Барнаула по дорожному хозяйству и транспорту Антоном Шеломенцевым. Главный вопрос беседы – грядущие изменения в сфере общественного транспорта
От состояния городского транспорта во многом зависит уровень комфорта населения. В прошлом году после закрытия моста на проспекте Ленина стало ясно, что сфера нуждается в модернизации. Тогда же в данном направлении наметились первые сдвиги. В 2023-м работа по улучшению ситуации продолжилась и в ближайшие годы будет только набирать обороты. Куда движется развитие общественного транспорта, когда запустится муниципальное автопредприятие и как это отразится на пассажирах? На эти и другие вопросы ответил вице-мэр Антон Шеломенцев.
Волевое решение
– Антон Андреевич, мы уже раскрыли такие важные направления работы администрации Барнаула, как развитие дорожной сети и благоустройство. Но, говоря о городской инфраструктуре, нельзя не сказать об изменениях в сфере общественного транспорта. В частности, о муниципальном предприятии. Что изменится с его появлением и почему запуск запланирован только в следующем году?
– Для начала нужно сказать, что затраты для городского бюджета на содержание муниципального транспортного предприятия будут немаленькими. Налоги, обслуживание автобусов, белые официальные зарплаты, соцпакет и многое другое ляжет на городской бюджет. Но администрация Барнаула сознательно пошла на этот непростой шаг, понимая, как обострилась ситуация в сфере общественного транспорта.
И мы очень рады, что нас в очередной раз поддержало правительство Алтайского края и лично губернатор Виктор Томенко. Именно благодаря региональной поддержке стала возможна покупка 41 автобуса большой вместимости. Их поставку профинансируют за счет льготного кредита, обязательства по которому возьмет на себя край.
Что нам дает собственное предприятие? Во-первых, мы можем выстроить прямое взаимодействие внутри структуры, исключающее сбои. Во-вторых, у нас сохранится доступ к федеральным программам финансирования. В-третьих, получим независимость от частных перевозчиков.
В настоящее время прорабатывается, в какой форме будет работать муниципальное автопредприятие. На первых порах мы видим его на базе муниципального унитарного предприятия "Горэлектротрнас". Запуск зависит от поставок автобусов. Как только станет ясно, когда они прибудут, начнется активная подготовка. Думаю, все будет готово не менее чем за месяц до прибытия первой партии транспорта. Комплектовать его раньше смысла нет, чтобы предприятие и его коллектив не простаивали.
Кадры решают
– Сколько водителей потребуется для автопредприятия и не опасаетесь ли вы оставить без кадров действующих перевозчиков?
– Исходя из условной нормы в 2,5 человека на автобус (2 человека на машину, плюс резерв для обеспечения отпусков и больничных), нам потребуется 100 водителей. Им будет обеспечена средняя по отрасли официальная зарплата, социальные гарантии. Можно предположить, что часть водителей перейдет из действующих предприятий в новое. Это значит, что остальным игрокам тоже придется подтягиваться, менять структуру кадров и механизмы их привлечения. Уверен, всем это под силу.
– Что для привлечения кадров намерены делать власти?
– Предоставлять приемлемые зарплаты и достойные условия труда. Но этого, конечно, мало. Уже сейчас на уровне федерации также прорабатываются мероприятия по поддержке престижа профессии водителя. И это оправданно. Кадров катастрофически не хватает. Если раньше (в 2020 году) в Барнауле выдавали почти 100 прав категории D, то уже в 2022 – 39.
– Есть мнение, что большим прорывом может стать переход на брутто-контракты. Что мешает это сделать?
– Финансирование. Мы рассматривали такую форму работы с перевозчиками и пришли к выводу, что бюджет города не выдержит такую нагрузку. По самым грубым оценкам на это придется ежегодно тратить более 6 миллиардов рублей, поэтому планируется поэтапное внедрение мероприятий по улучшению транспортной ситуации в городе.
Социальные шаги и город будущего
– Какие еще меры были приняты для стабилизации ситуации в сфере общественного транспорта?
– Когда она обострилась, мы сформировали и презентовали мероприятия по развитию транспортной сферы города. На сегодняшний день реализованы практически все пункты. Среди них: введение выделенных полос для общественного транспорта, переход на долгосрочные контракты, стимулирование перевозчиков на обновление подвижного состава. В процессе решения – продление троллейбусного маршрута №7 в квартал новостроек. Уже разработан проект, определяемся с источниками финансирования.
Отдельно хочу сказать о шагах социальной направленности. Очень важным и принципиальным решением в этой части стала отмена тарифных зон и установление единой стоимости проезда в любую точку города и пригорода. Также не менее значимым является введение в прошлом году льготных проездных для учащихся и студентов в автобусах, а с этого года и для школьников на надомном обучении. За каждым таким решением следует увеличение трат бюджетных средств. Понимая эффект, глава города совершенно осознанно и обдуманно пошел на эти меры.
– Глядя на Барнаул через призму своей ежедневной работы, каким вы его видите в будущем?
– Если коротко, то для меня Барнаул будущего – это красивый, зеленый город с несколькими центрами, обеспеченными всей необходимой инфраструктурой, начиная от коммуникаций, заканчивая школами, детскими садами и досуговыми центрами. Это парки, скверы, аллеи и просто зеленые уголки, перетекающие один в другой. И мы шаг за шагом приближаемся к этому будущему.