Похоже, что далеко не все видят у новшества какой-либо потенциал: в регионе уже работает ряд мер, направленных против подобных заведений
28 декабря на правовом портале мэрии Барнаула было опубликовано постановление, в очередной раз немного меняющее правила торговли алкоголем. Суть его достаточно проста: теперь заведения, где в рамках оказания услуг общепита существует продажа алкоголя (в народе "наливайки") площадью меньше 30 квадратных метров должны переехать на расстояние не менее 20 метров от стен ближайших жилых домов. При этом сама новая мера вызывает определенные вопросы: ряд запретов, связанных с площадью "наливаек", в Алтайском крае уже действует. Что о новшестве думают эксперты, выяснял корреспондент "Толка".
Ничего нового
Для начала нужно отметить: заведения "наливаечного" типа, площадь которых не дотягивает до заветных 30 метров, в регионе уже столкнулись с трудностями. Причем еще в 2021 году: именно тогда вступил в силу принятый на краевом уровне закон, согласно которому такие точки в жилых домах или на прилегающей территории работать не могут.
А принят он был в рамках динамики федерального законодательства: универсальный для всей страны запрет работает еще с весны 2020 года. При этом у регионов существует право на определенное дополнительное регулирование. Которое и отразилось в этих самых 30 метрах вместо 20.
И наличие уже существующих ограничений, возможно, делает новое постановление не слишком-то релевантным.
"Это достаточно пустая норма. Все [владельцы заведений] стараются брать площади побольше, чтобы работать как бары и рестораны, 50, 60 и больше квадратных метров", – считает эксперт ко коммерческой недвижимости, глава агентства "Риэлт-Консалт" Константин Никитеев.
По оценке Никитеева, ущерб "наливаечному" бизнесу от нового постановления будет символическим, а "павильонная" торговля пивом, которой в основном и коснутся новые правила, давно не актуальна. При этом в данной отрасли и так наблюдается дефицит свободного места. И, как заявляет эксперт, найти подходящее помещение для "наливайки" уже достаточно трудно.
Во-первых, из-за активности самих "наливаек", которые зачастую стремятся занять любое доступное пространство. Во-вторых, из-за конкуренции со стороны других способов использовать место, в особенности точек выдачи маркетплейсов. Их, по словам Никитеева, куда проще открыть и прибыльность у них, как правило, выше. А вот места для полноценных баров и ресторанов в городе еще хватает.
Политическое решение
А вот политики и представители алкогольного рынка оценивают идею по-разному.
Так, депутат БГД и председатель совета директоров ОАО "Барнаульский пивоваренный завод" Андрей Солодилов настроен к новшеству негативно. По его мнению, оно отрицательно скажется на рынке продажи пива. Однако различный ущерб, как то, например, падение продаж и налоговых отчислений от этой отрасли, при обсуждении постановления не является главной проблемой.
По мнению Солодилова, главный корень зла в проблеме с "наливайками" заключается в правилах продажи алкоголя в крае. А именно в том, что его отпускают лишь до девяти часов вечера. Именно эта норма фактически и привела к буму "наливаек". Также ограниченные часы работы приводят к переработке у рядовых работников этих заведений (при этом нанимать больший штат владельцам невыгодно), и все эти факторы и толкают малый бизнес в сегмент "баров-магазинов".
Так что решение проблемы лежит на поверхности: увеличить временной диапазон продажи алкоголя. Что, как считает политик, целиком и полностью зависит от политической воли уже краевых парламентариев. Которые и вовсе пока очень осторожны в данном вопросе и предлагают, среди прочего, подождать принятия на федеральном уровне закона, который позволит регионам полностью настраивать разрешительные критерии для "наливаек". И который, кстати, уже принят в первом чтении.
"Сейчас все говорят о том, что одного лишь критерия площади не хватает, чтобы правильно организовать работу данного сегмента общепита. Что мы подразумеваем под правильно и неправильно? Когда магазины в ночное время выставляют столик и два стула и называют это баром и продолжают продавать алкоголь – это неправильно. А когда у нас работает [настоящий] ресторан, который находится в многоквартирном доме, как, например, "Ползунов" или "Вельвет", то почему их не должно быть?" – говорит депутат АКЗС Владимир Семенов.
Ожидается расширение полномочий регионов в определении стандартов для "наливаек" и не только в январе-феврале 2024 года.
Что же касается увеличения времени продажи алкоголя, то, по оценке Семенова, полностью как явление "наливайки" после него не исчезнут. Банально из-за того, что люди пьют и после 23:00 (предельно допустимого согласно федеральному законодательству времени), и после полуночи. Однако и к этому вопросу депутаты, по словам политика, могут вернуться, как раз после принятия вышеупомянутой федеральной нормы.