Эксперты рассказали "Толку", как аномальная алтайская зима с температурными скачками влияет на состояние дорожного полотна, здоровье, урожай и коммунальную инфраструктуру
Текущая зима в Алтайском крае выбивается из ряда привычных. Температурные скачки от плюса к минусу, от суровых морозов к дождливой оттепели только успевают сменять друг друга. И, к сожалению, не проходят бесследно. Под ударом оказываются и здоровье, и дороги, и будущий урожай, и коммунальная система. Подробнее об этом – в материале "Толка".
Как скачки температуры бьют по здоровью?
Может ухудшиться самочувствие, так как организм не успевает быстро адаптироваться к погодным изменениям. Из-за этого многих метеочувствительных людей начинают беспокоить головные боли, мигрени, тошнота, слабость головокружение, рассказала "Толку" заведующая отделом выездной работы краевого Центра общественного здоровья и медпрофилактики Светлана Жиглова.
На фоне климатических скачков может возникнуть обострение хронических болезней. Особенно зависимы от температурных перепадов пациенты с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Также проблемы возникают у людей с ревматизмом, сахарным диабетом, гормональными нарушениями, нервными расстройствами.
По словам врача, холодный воздух провоцирует изменение кровотока, снижение местного иммунитета, из-за чего организм становится доступной мишенью для вирусов и бактерий. Помимо этого, резкое понижение температуры приводит к спазму сосудов, поэтому в мороз повышается риск инфаркта.
Постоянное сужение сосудов и их расширение отрицательно влияют на организм, говорит эксперт: "Эти качели в работе сосудистых стенок меняют тонус сосудов, на этом фоне ухудшается общее состояние, которое влияет на трудоспособность. Мы становимся вялыми и усталыми, появляются сонливость, меняются показатели артериального давления".
Влияют ли перепады на состояние дорог?
Напрямую. Чем больше перепадов от плюса к минусу и наоборот, тем быстрее стареет покрытие, рассказал "Толку" директор Барнаульского ДСУ-4 Николай Данилин:
"Если в более или менее спокойные периоды в части осадков и переходов через ноль дороги могут служить долго, то при резких перепадах от +3 до -20, как мы наблюдаем последнее время, ничего хорошего ждать не приходится. <...> И даже при таких нетипичных для нашего региона температурных "качелях" дороги, которые строились и ремонтировались последние лет 10, должны выдержать".
Профессор кафедры строительных материалов и автодорог АлтГТУ Василий Свиридов говорит, что если основание дорожного полотна изначально прочное и замерзло, то уже не важно, на сколько упадет столбик термометра, к серьезным разрушениям это не приведет. А вот оттепель зимой, как правило, чревата тем, что весной дорога может "поплыть".
Свою лепту вносят и мокрый снег с дождем, которые насыщают дороги с трещинами влагой. При понижении температуры она замерзает, вода превращается в лед и увеличивается в объеме. Это неизбежно приводит к расширению трещин на дорогах.
"Если за асфальтобетоном не ухаживать, вовремя не заливать трещины битумной мастикой, после нескольких циклов замораживания-оттаивания неизбежно начнется лавинообразное разрушение покрытия", – отметил эксперт.
Пострадает ли будущий урожай?
"Пока сложно давать какие-то прогнозы, потому что мы сталкиваемся с такими аномалиями впервые", – сказал "Толку" исполнительный директор Союза крестьянских (фермерских) формирований Алтайского края Александр Вайс.
По его словам, больше всего к таким перепадам чувствительны озимые культуры – рожь и пшеница. Однако пока они еще терпят: "Вымерзания нет, и вымокания, когда на полях появляются лужи, тоже. А что будет дальше – неизвестно. Осенняя влага дает надежду на то, что урожай будет на уровне средних значений".
Настораживает и ситуация со снежным покровом на полях. По словам Вайса, в южной части региона снега не было практически до декабря. Но даже сейчас его там недостаточно: "Это тоже позволяет вымерзать запасу влаги, которую земля получила в период сентябрьских и октябрьских дождей".
Как температурные перепады влияют на "коммуналку"?
Самыми "коварными" временами года для коммунальных сетей считаются осень и весна – периоды смены температуры с плюса на минус и обратно.
"В этом году в осенне-зимний период ситуация с количеством повреждений усугубилась резкими аномальными перепадами с плюсовых температур и дождя на 30-градусные морозы и поздно выпавшим снегом. Из-за практически отсутствующего снежного покрова земля промерзала неравномерно и быстро, что повлияло на грунт", – пояснили "Толку" в пресс-службе "Росводоканал Барнаул".
В компании отметили, что уже несколько лет фиксируют планомерное снижение аварий на сетях, но из-за погодных изменений в эти осень и зиму ситуация изменилась. Водоканал зафиксировал на 32 повреждения больше, чем за такой же период прошлого года. Все возникшие инциденты специалисты стараются оперативно устранять.