Судебные решение могут затронуть сразу несколько транспортных линий, включая один из самых популярных городских маршрутов – №27
Транспорт – одна из самых главных проблем, которая сегодня волнует жителей Барнаула. В краевой столице в настоящее время в рамках судебных процессов решается судьба нескольких автобусных маршрутов. Почему перевозчиков могут лишить права обслуживать их – в материале "Толка".
Очередь в суд
В контексте транспортных судебных тяжб наиболее заметной, сразу по нескольким причинам, стала целая серия исков, выдвинутых комитетом администрации Барнаула по дорожному хозяйству и транспорту. Ответчиками выступили предприниматели Юрий Матусович и Антон Еньшин, а также ООО "Командирское", связанное с бизнесменом Олегом Бесчастным.
Во всех исках выдвинуто требование лишить перевозчиков их маршрутов: Матусовича – №51, Еньшина – №6, "Командирское" – маршрутов №27 и №18. Причины всех обращений в суд, по всей видимости, идентичны.
Так, Антон Еньшин сообщил "Толку", что претензии мэрии связаны с не самой лучшей регулярностью хождения "шестерки". Олег Бесчастный также предположил, что иски против "Командирского" связаны с недостаточной регулярностью маршрутов №27 и №18 (на момент беседы с корреспондентом "Толка" он, по его словам, находился за городом и не располагал точной информацией).
Наконец, информация о том, с чем связан иск против Юрия Матусовича, содержится в соответствующем решении суда: его процесс уже завершился. Итогом разбирательства стала победа "транспортного" комитета.
Прощальный рейс
Согласно решению краевого арбитражного суда по иску против Матусовича, требования комитета о лишении предпринимателя свидетельства о "принадлежности" маршрута №51 были основаны на нормах краевого и федерального законодательства. Согласно этим нормам одним из дополнительных обстоятельств для такого обращения в суд является низкая регулярность хождения. То есть – ниже 85% от заявленного числа рейсов в течение двух месяцев подряд при отсутствии независящих от перевозчика причин, влияющих на ситуацию.
У Матусовича, по данным диспетчерской службы МУП "Центртранс", недостаточная регулярность фиксировалась с июня по август 2023 года. Что и привело к появлению иска в сентябре.
"Согласно справке МУП "Центртранс" г. Барнаула от 21.09.2023 №493 исполнение расписания индивидуальным предпринимателем Матусовичем Ю.П. составляет за июнь 2023 года – 66% (плановое количество рейсов – 3540, фактически выполнено рейсов – 2 335), июль 2023 года 73,8% (плановое количество рейсов – 3658, фактически выполнено рейсов – 2 700), август 2023 года – 71,9% (плановое количество рейсов – 3658, фактически выполнено рейсов – 2 629), вместо 85%", – сказано в решении суда.
Результатом стало лишение Матусовича маршрута. Однако закупка на поиск нового перевозчика для этой транспортной линии, по всей видимости, состоится позднее: на момент написания публикации найти такой лот не удалось.
Здесь и сейчас
Процессы с участием Антона Еньшина и ООО "Командирское" уже успели затянуться. Они также стартовали еще в сентябре 2023 года, однако по всем трем искам (по одному на маршрут) все еще идут заседания. Ближайшие назначены на различные даты в марте.
Во всех трех случаях затянуть процессы мог достаточно очевидный момент: ответчики активно защищаются. "Командирское" и Еньшин направляли в суд отзывы на исковые заявления и писали ходатайства об ознакомлении с материалами дела. Матусович же, по всей видимости, воспринял лишение маршрута стоически и никаких активных действий в ходе тяжбы не предпринял.
Более того, суду в ходе этого процесса потребовалось дополнительно обратиться в МВД, чтобы получить данные о регистрации Матусовича. Кроме того, ни сам предприниматель, ни какой-либо его представитель не явились на оглашение решения суда.
Кроме того, не исключено, что на длительность уже процесса "Командирского" мог каким-то образом повлиять и еще один немаловажный факт.
Транспортно-уголовные дела
В конце 2023 года стало известно: замглавы администрации города по дорожному хозяйству и транспорту Антон Шеломенцев задержан силовиками. Причиной стали подозрения в получении взятки от одного из уже упоминавшихся перевозчиков – Олега Бесчастного.
Сам Бесчастный причастность к делу Шеломенцева поначалу опроверг. Впрочем, позднее его фамилия прозвучала на заседании Индустриального районного суда, где рассматривалась мера пресечения для Антона Шеломенцева. Там же было сказано, что в отношении перевозчика расследуется уголовное дело, а в качестве меры пресечения для него избрана подписка о невыезде.
Кроме того, стоит отметить, что против "Командирского" относительно недавно выдвинули еще два "арбитражных" иска. Один – от компании "Олир-Авто", о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды транспортных средств на сумму 3,9 млн рублей.
Любопытно, что "Олир-Авто".как минимум в прошлом также была связана с Олегом Бесчастным. Кроме того, в процессе фигурирует еще один любопытный момент: "Командирское" в феврале 2024 года заявило о фальсификации доказательств (что, кстати, повлекло очередной перенос заседания).
Еще один иск исходит от директора "Олир-Авто" Ирины Федоренко: она требует от "Командирского" предоставить "документы и информацию о деятельности общества".
Судебное раздолье
Отметим, что схожие ситуации "отъема" маршрутов в городской практике уже были. Так, все та же "Олир-Авто" в 2023 году лишилась 80-го маршрута. Причем, по всей видимости, без суда: соответствующий иск от транспортного комитета мэрии в картотеке краевого арбитражного суда найти не удалось. Кроме того, также без суда, "Олир-Авто" года потеряла маршрут № 40, который перешел компании "АлтайТрансАвто".
А краевой минтранс пытался разделить межмуниципальный маршрут №134, соединяющий Барнаул и Новоалтайск, с перевозчиком "Автомиг". Однако похоже, что уже в процессе суда в ведомстве от этих намерений отказались: иск оставили без рассмотрения из-за "повторной неявки истца".