Жители новых коттеджей в городе-спутнике Барнаула около года слушают, как на предприятии через дорогу разгружаются огромные грузовики с рудой. Удар борта о кузов подобен выстрелу, и это мешает людям
Жители молодого поселка на ул. Коммунистической в Новоалтайске с марта прошлого года ощущают дрожь земли и подскакивают от хлопков, словно от взрыва. Летом они ожидают пылевые туманы, которые будут оседать на все вокруг. Источник проблем – предприятие "АлтАвто" через дорогу от их забора. Оно расположилось на территории еще советского автопредприятия. Но его руководство задает вопрос: как вообще напротив их проходной появился жилой массив? Обе стороны стали заложниками ситуации, разрешение которой пока не ясно.
Жители: "Звук, подобный выстрелу"
Несколько семей поселились на углу ул. Коммунистической в Новоалтайске около двух лет назад. Они купили дома у местного застройщика: у каждого – 6–7 соток земли, двухэтажный дом из белого кирпича, у кого-то уже построена баня с беседкой. Сейчас подобный объект продают через объявление за 9,6 млн рублей.
Но живется хозяевам усадеб неспокойно. Виной всему – работа предприятия "АлтАвто" через дорогу от домов – примерно в 30 метров, если судить по карте. Туда с марта 2023 года постоянно едут большегрузные машины с рудой и щебнем.
"Для очистки кузова они отъезжают и резко тормозят. Тогда задний борт хлопает, издается резкий, очень громкий звук, подобный выстрелу. И это после 5.00 утра, когда все спят. И в выходные и в праздничные дни. Экскаватор эту руду грузит в машины поменьше, и они вывозят ее с территории по мосту через Обь", – написали жители в обращении, которые направляют в разные инстанции. В том числе оно оказалось в редакции "Толка".
Чтобы не быть голословными, жильцы повесили камеру, обращенную на предприятия. Теперь у них сотни видео со съемками "жизни" соседей. Денис Жабин поделился с "Толком" съемками от 21 марта. Около 2.00 ночи с территории предприятия доносятся звуки, как от пересыпающейся руды и резкие хлопки. Днем грохот еще солиднее. На видео, переданном редакции перед публикацией, слышны настоящие "залпы" – грохот от удара тяжелого борта о кузов легко спутать со взрывом или выстрелом.
"Мы покупали готовые дома. По соседству было обычное предприятие по ремонту и обслуживанию автотранспорта, а по дороге рядом с нашими участками проезжала одна машина в час. Но спустя какое-то время они ["АлтАвто"] организовали перевалку руды. Как нам сказали водители – с золотоносного Салаирского месторождения. Прямо тут – у нас рядом с домом", – рассказывает Сергей Гумин.
Его супруга Людмила добавляет: "Мы однажды утром проснулись, будто от взрыва. Колотили со всей пролетарской ненавистью. Сосед с монтировкой пошел к водителям. Кое-как мы их выжили, администрация была не в силах с ними справиться. На наши жалобы изначально присылали отписку, что они имеют право работать".
Жалобы в администрацию, протоколы вызова полиции потянулись уже с апреля 2023 года. Со временем, говорят жители, погрузо-разгрузочную площадку перевезли на территорию предприятия, но устроили рядом с забором. От грохота это не избавило. Летом добавилась еще одна боль – пыль от неизвестной красной руды, которая в знойную безветренную погоду покрывает все поверхности.
Работа с полицией продолжилась. Только в феврале жители вызывали ее около 30 раз для составления акта. Затем в администрации города проходила комиссия по рассмотрению административного правонарушения. В протоколе сказано: сержант зафиксировал работу тяжелой техники и нарушение тишины в 5.30 утра 2 февраля 2024 года.
Собственник предприятия "АлтАвто" Игорь Переверзев в объяснительной тогда сообщил, что территория предприятия используется в соответствии с видом разрешенного использования. За конкретное нарушение ответственность несет механик, который по своим должностным инструкциям должен был следить за тишиной на территории (протокол есть в редакции. – Прим. ред.).
Итог – по 10 тыс. рублей штрафа за каждый визит, говорит Людмила Гумина. Обращение в Роспотребнадзор (заключение есть в редакции. – Прим. ред.) позволило установить, что уровень шума превышен. В апреле провели повторные замеры. Уже по предписанию городской прокуратуры. Заключение пока готовится.
Изучать взвесь в воздухе в Росприроднадзоре отказались, переслав жалобу в Роспотребнадзор. Там проводить проверку тоже не стали, сославшись на мораторий.
"Мы опасаемся, что руда может содержать вещества вредные для здоровья человека и окружающей среды. Но получается замкнутый круг, а страдаем мы, законопослушные люди", – говорит Людмила Гумина.
Но она и ее соседи настроены решительно. Накопив необходимый пакет документов, в том числе доказательства о систематическом нарушении закона о тишине, они готовы идти в суд.
Бизнес: "Тут всегда была промзона"
"АлтАвто" одно из подразделений большого предприятия, у руля которого стоит алтайский предприниматель Игорь Переверзев. "Толк" разыскал его телефон, но пообщаться не удалось. Но откликнулись несколько его помощников. Полномочия ответить на вопросы получил Алексей Овсянников, который представляет новоалтайское подразделение логистики и управляет перевозкой грузов для сетей "Мария-Ра", "Пятерочка", "Магнит", "Лента".
"До 2012 года здесь было подразделение автотранспортного предприятия (АПТ), потом его купила компания "АлтАвто". То есть здесь промзона была еще с советских времен", – рассказал Алексей Овсянников. (По данным генплана города 2018 года, зона объектов коммунального хозяйства. – Прим.ред.).
Предприятие изначально направило грузовики через поселок, но администрация города настояла на том, чтобы оно отсыпало щебнем собственную дорогу для большегрузов. Со временем вдоль нее появился новый жилой массив.
"Все проблемы появились два года назад, когда по соседству построили дома, – говорит представитель "АлтАвто". – Задайтесь вопросом, кто нарезал эти участки?"
Овсянников подтвердил, что поначалу по экономическим соображениям была необходимость разгружать автомобили ночью:
"После того как жители начали жаловаться, мы пошли им навстречу и прекратили погрузо-разгрузочные работы в ночное время. Экскаватор заменили более тихим фронтальным погрузчиком. Примерно месяц как собственник запретил выгрузку ночью. Все остальные работы ведутся в дневное время".
То, что зафиксировано на видео Дениса Жабина, – это, вероятно, самовольная работа кого-то из сотрудников. И они, скорее всего, уже наказаны, сказал представитель компании.
Он добавляет, что собственник распорядился перенести проблемную площадку вглубь участка – примерно на 80 метров от забора. Убрать ее еще дальше, считали в компании, невозможно из-за коммуникаций и других строений. Однако уже перед выходом публикации из "АлтАвто" сообщили "Толку", что нашли площадку на другом конце базы – на максимальном удалении от жилых домов. Это около 200 метров. Сейчас ее готовят для приема техники и руды. Запустить постараются в ближайшее время.
"Это [удары бортов] надо прекращать вообще, и мы с этим работаем. Но мы не можем закрыть предприятие, вы поймите", – говорит он и добавляет, что если какие-то сотрудники нарушают режим тишины, их штрафуют.
Перед публикацией материала Алексей Овсянников передал редакции комментарий официального представителя компании. Из него следует, что автотранспортное предприятие "АлтАвто" находится на земельных участках в составе единого землепользования и занимает квартал с кадастровым номером 22:69:030305. В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа города Новоалтайска Алтайского края он отнесен к зоне П2 Коммунально-складская.
В соответствии с ПЗЗ основные виды разрешенного использования: склады, ж/д транспорт; коммунальное обслуживание; служебные гаражи; автомобильный транспорт; ЗУ общего пользования; хранения автотранспорта. Деятельность "АлтАвто" определена целями и задачами в соответствии с ОКВЭД и полностью соответствует назначению земельного участка в составе единого землепользования.
Следует учесть, что земельные участки, прилегающие к границам единого землепользования, предназначенные для индивидуального жилищного строительства (зона Ж1) были поставлены на кадастровый учет в 2016 году. При этом администрация города Новоалтайска при утверждении межевых планов для ИЖС обязана была учесть наличие существующей автотранспортной базы "АлтАвто" с учетом санитарно-защитных зоны, что в свою очередь создало бы комфортные условия для проживания в граждан.
Наличие утвержденных санитарно-защитных зон у предприятия "АлтАвто" автор ответа не прокомментировал.
Власть: “Мы максимально включены в процесс”
По данным администрации Новоалтайска, территория, на которой расположено "АлтАвто", относится к коммунально-складской зоне (П2). Для оценки работы современного предприятия необходимо понять, какой тип складов тут организован. Если это открытая площадка, то к ней могут применяться специальные санитарно-защитные зоны. Например, для предприятий третьего класса опасности предполагается расположение от жилых домов на расстоянии 300 метров. Более "легкий" класс, позволяющий располагаться в 100 метрах от домов, требует работы элеватора и перевалку сыпучих грузов в закрытых помещениях.
Санитарно-защитную зону может определить специальный проект, но на "АлтАвто" о его наличии "Толку" не сообщили. Также данных нет на кадастровой карте, куда наносятся охранные зоны, отмечают в мэрии.
Ситуацию прокомментировал и глава администрации города Владимир Бодунов. По его словам, в этой части города всегда было АТП. Шесть-семь лет назад соседний участок продали под комплексную застройку, где построили около 20 домов.
"Это создало предпосылки для сегодняшней ситуации. Мы пытались этот вопрос [конфликт предприятия и жителей] решить мирным путем. Я в прошлом году выезжал на "АлтАвто" и предложил исполнительному директору перенести площадку вглубь территории. Тогда они сказали, что в декабре разгрузят текущую партию руды, а в январе площадку перенесут. Мы пожали руки, наступил январь, и ничего не было исполнено".
Владимир Бодунов рассказал, что администрация города выступает третьей стороной в разбирательствах, которые инициировали жители.
"Они ["АлтАвто"] то не получают уведомления о явке, то не являются на административную комиссию, где рассматриваются протоколы полиции, и мы вызываем их через почту. То есть они искусственно затягивают общение и выход на результат. Решение сегодня какое: мы установили знаки "Остановка, стоянка запрещена", что позволит ГИБДД их наказывать. Но все-таки эта проблема есть, и они должна решаться в правовом поле. Мы со своей стороны максимально включены в процесс".
Чего хотят жители
Алексей Овсянников говорит, что руду и щебень на предприятие возили постоянно. "Это делали всегда. И до того, как я трудоустроился", – говорит он, но не готов прокомментировать, что это за груз в принципе. Он объясняет, что руководит другим подразделением "АлтАвто" и о работе остальных юрлиц компании не осведомлен.
Жители домов по соседству с предприятием отмечают его отзывчивость. "Он всегда вежлив, всегда готов идти навстречу, предпринимать какие-то действия. Но по сути вопрос не решается. Нас будто убаюкивают. Потому что решения принимаются другими людьми", – говорит Сергей Лазарчук.
"Мы люди не скандальные, но какая-то тишина должна быть! Ни окно открыть, ни белье повесить. И в огороде все в красной пыли, – говорит Людмила. – Да, разгрузка ночью не ведется в последнее время. И нет, нас предпринятые меры со стороны "АлтАвто" не устраивают. Все равно работа будет продолжаться, и каждого водителя не проконтролируешь: кто-то аккуратно сгрузит руду, а кто-то опять ударит о борт. Работы в дневное время тоже продолжаются и по ним также превышен уровень шума. Также никуда не денется пыль от руды. Люди боятся, что это повлечет за собой обострение тяжелых заболеваний".
Чтобы решить конфликт, жители хотят добиться двух вещей.
- Перенести путь, по которому идут грузовики, за лесополосу или как минимум ограничить их скорость до 5 км/ч, чтобы пыль с дороги не поднималась.
- Организовать площадку по перевалке руды за пределами предприятия и вдалеке от жилого массива.