Не взлетело. Чем кончилась попытки внедрить в Барнауле "умную" остановку

Баннер "Умная остановка"
Баннер "Умная остановка" Фото: Ярослав Жоган

Как оказалось, остановка "Стоматологическая поликлиника" около полутора лет назад "лишилась ума". Однако электронный модуль все еще может вернуться

Несколько лет назад одна из остановок общественного транспорта в Барнауле стала пионером любопытного эксперимента. Здесь силами проекта "Гисот" попытались внедрить механизм "умной" остановки – модуля, показывающего время до прибытия автобусов, а также позволяющего зарядить мобильный гаджет. Однако в дальнейшем инициатива так и не "взлетела". Почему так произошло и есть ли шансы на возвращение проекта, выяснял корреспондент "Толка".

Как первая умная остановка в Барнауле оказалась нелегалом

Авторы павильона, по их словам, два года обивали пороги администраций, но так и не смогли добиться решения

Нелегальный "ум"

Та самая "умная остановка" – это остановка "Стоматологическая поликлиника" на улице Георгиева, 57. Сейчас, впрочем, от былого проекта осталось лишь название: вывеска на самом остановочном павильоне и уже не работающий модуль.

Еще в 2020 году выяснилось: остановка была "нелегальной". Разместили модуль авторы самовольно, без санкции городских властей, при этом реакция горожан на тот момент, похоже, была скорее положительной.

"Конечно, удобно. У меня автобус через минуту должен подъехать. А вот я его уже вижу на повороте", – говорила одна из жительниц Барнаула в беседе с корреспондентом "Толка".

Впрочем, уже тогда будущее объекта вызывало некоторые вопросы. Так, его создатель Ян Бжитских сетовал: ему-де не дают разрешения на остановку. Что, по всей видимости, требовалось и для того, чтобы начать транслировать на модуле рекламу, чтобы его стоимость, а также стоимость обслуживания начали окупаться.

Кстати, у модуля были и другие плюсы помимо зарядки и графика автобусов: освещение и камеры, делавшие это место более безопасным.

"Умная" остановка показывает точное время прибытия автобусов
"Умная" остановка показывает точное время прибытия автобусов
Фото: Алексей Кучерявых

Хорошо, но незаконно

По словам Бжитских, модуль прекратил работу полтора-два года назад из-за нехватки финансов. Причина, по мнению автора идеи, вновь заключается в недостатке понимания.

"Я столько времени провел в администрации, что меня уже в лицо знали. Были предложены новые варианты "остановки", но всегда ответ был один", – отметил предприниматель.

"Универсальный ответ", по словам собеседника, был примерно следующим: инициативу власти поддерживают, но она, увы, нарушает закон.

Кроме того, Бжитских отметил: в существующей разрешительной документации, дескать, существует пробел и подобный модуль в ней просто не предусмотрен. При этом эту проблему можно решить, "упаковав" модуль в рекламный пилон. В таком случае устройство станет рекламной конструкцией.

В Барнауле на трех аварийных пешеходных переходах установят светофоры

Светофорное регулирование на выбранных участках позволит повысить удобство движения, а также организовать для пешеходов безопасный переход

Рекламная конкуренция

Однако и здесь возникает проблема: большинство остановок уже имеют арендаторов, размещающих рекламу. А закон строго регламентирует расстояние между рекламными конструкциями. Как результат, даже в виде пилона модуль "умной" остановки пришлось бы размещать на расстоянии 50 метров от остановки, из-за чего смысл объекта теряется.

Те же остановки, где имеющихся рекламодателей нет, по словам Яна Бжитских, обычно не пользуются большим спросом, и размещение там модуля "умной" остановки нецелесообразно.

При этом собеседник от своих идей не отказывается: он все еще намерен вернуть модуль и даже обеспечить его работу за свой счет.

Остановка общественного транспорта
Остановка общественного транспорта
Фото: Алексей Кучерявых

Сплошная выгода

На данный момент позиция Бжитских относительно идеального развития событий выглядит следующим образом.

"Лояльность в пользу обоих [владельца "умных" остановок и рекламных арендаторов]. Пусть те рекламные фирмы, кто размещает там рекламу, размещает ее на модуле. Я все же больше мечтатель-разработчик, сдавать рекламу не совсем мое", – сообщил собеседник.

Коммерческая сторона вопроса выглядела бы следующим образом.

"Рекламная компания получает уникальное предложение продавать рекламу на модулях. Получает деньги. И передает часть на счет моего проекта. Горожане получают новую технологию в пользование, администрация не теряет аренду, получает остановки нового формата и участие в федеральных программах, рекламная фирма зарабатывает больше денег за счет большего количества рекламных блоков. А проект может развиваться и предлагать новые продукты", – описал свое видение Бжитских.

Чтобы прояснить ситуацию и узнать позицию властей, редакция "Толка" направила запрос в администрацию Барнаула. Любопытно также, что в прошлом возможность установки "умных" остановочных павильонов в краевой столице уже рассматривали.

Первая умная остановка заработала в Барнауле

В таком остановочном павильоне можно зарядить гаджет и узнать время прибытия транспорта

Лента новостей