Интенсив для работников СМИ проходит в Барнауле при поддержке Союза журналистов России. Спикеры учат "продавать" информацию, развивать соцсети и закрывать с помощью нейросетей кадровый дефицит
Союз журналистов России при участии алтайского отделения СЖР проводит 16 августа в Барнауле "Инфорум". На обучающий интенсив приехали журналисты, блогеры, сотрудники пресс-служб и медиаменеджеры. Спикерами на форуме выступают председатель СЖР Владимир Соловьев, главный редактор издания "Деловой Петербург" Игорь Павловский, а также специалисты по нейро– и социальным сетям. В ходе панельной дискуссии "Инфорума" эксперты отметили: развитие соцсетей и "приручение" искусственного интеллекта становятся для СМИ залогом выживания. ИИ отчасти поможет решить и кадровый вопрос, как и запуск программы "Земский журналист", которую планирует пролоббировать отраслевой союз.
Пишущие машины
Одна из "горячих" тем "Инфорума" – как поставить на службу СМИ искусственный интеллект. Эксперты отмечают: заменить машиной пишущего человека, создающего смыслы, вряд ли удастся. Однако ИИ можно делегировать "механическую" работу: создание отчетов, генерирование "легких" дежурных текстов вроде поздравлений.
"Искусственный интеллект и любая технология – это стамеска, которая находится в руках у столяра. Можешь ею пользоваться, можешь – нет, но с инструментом будет быстрее и эффективнее. Мы помогаем экономить бюджет и готовы рассказать, как упрощать жизнь небольшим редакциям, как быстрее, проще вести социальные сети, в частности", – рассказал эксперт по работе с нейросетями, основатель Give me public и преподаватель журфака МГУ Алексей Березовой.
Медиаэксперт продолжает: "паттерн потребления" информации в последние годы сильно изменился – люди находятся "в телефоне" даже тогда, когда ждут зеленого света для перехода улицы. В то же время современные читатели и зрители живут в условиях постоянного инфошума, и это нельзя не учитывать сотрудникам СМИ.
"Мы покупаем не дрель, а дырку в стене. Поэтому, когда мы делаем контент, мы должны объяснять, как это повлияет на карман пользователя, на его настроение, на его будущее, семью, отношение и так далее. В любой соцсети – "ВКонтакте", "Телеграме", в дзене – просто написание информации, обрабатывание информационного повода не будет работать", – продолжает Алексей Березовой.
Модератор форума, секретарь СЖР России Юлия Загитова добавила: российским журналистам очень повезло, что в стране есть собственные социальные сети – это очень кстати в ситуации с замедлением YouTube. Эксперт "ВКонтакте" Маргарита Петракова отметила, что эта площадка для многих СМИ может стать флагманской – там также можно подключить монетизацию и размещать мультимедийный контент. Сами журналисты в ходе дискуссии обратили внимание, что ВК-видео и ВК-клипы еще не вполне близки к совершенству, но эксперт соцсети подчеркнула, что сервис будет улучшаться – для этого нужно настойчивее писать в поддержку. Есть в соцсети и другие инструменты, с которыми могут работать "медийщики".
"У нас есть прекрасные медиа внутри медиа, так скажем. Есть паблик, который называется "ВКонтакте" для медиа. Он очень красивый, с полезными советами. Там можно почерпнуть что-то для вдохновения. Кроме того, у нас есть большое комьюнити для работы с авторами. Нам немаловажно понимать, с каким инструментарием работает автор, что нравится, что нет. Информация касается продуктовых обновлений, обновлений в компании, это поможет совершенствовать медиа", – отметила ведущий менеджер по работе с сообществами "ВКонтакте" Маргарита Петракова.
Дорогая передача
На пленарном заседании "Инфорума" также затронули тему экономики: организовать прибыльный медиабизнес в условиях роста цен на все становится сложнее.
"Мы издаем женский глянцевый журнал о наших прекрасных бийчанках. В 2005 году я впервые была на форуме в Сочи, и там прогнозировали, что через 10 лет будут умирать печатные издания. Останутся только интернет-издания либо печатные глянцевые, но которые будут не продаваться, а распространяться бесплатно. Мы еще тогда посмеялись, не поверили. Но вот и наступил тот период. В нашем городе практически все глянцевые издания закрылись, потому что типографские услуги очень дорогие. Сегодня мы распространяемся бесплатно по общественным местам города, выживаем за счет рекламы", – делится редактор журнала "Бийчанка" Евгения Шалупина.
Однако, несмотря на растущие издержки, уход в "нишевую" журналистику может стать выигрышной стратегией: таким опытом на "Инфоруме" делится главный редактор издания "Деловой Петербург" Игорь Павловский.
"Мы прибыльное издание. Я похвастаюсь: у нас даже печатная версия прибыльная. Проблемы, про которые мы пишем, интересуют гораздо меньшее количество людей. Это наша слабость и сила одновременно. Потому что эта узкая аудитория четко знает, чего она хочет. С точки зрения трафика и цитируемости нам тяжело, но с точки зрения денег чуть полегче – реклама есть. Моя самая любимая история – в Петербурге был создан портал под названием "Порт ньюс". Там все, что связано с портом и его технологиями. У ребят сейчас все хорошо, у них бюджеты рекламные такие, которые мало кому снились. Их знает вся страна от Петербурга до Находки. Экономика порта, перевалка, танкеры, краны…их читают все портовики, туда идет соответствующая реклама", – делится эксперт.
В то же время, констатирует Игорь Павловский, у нишевых изданий могут возникнуть проблемы с подбором кадров, так как в такое СМИ нужны люди, обладающие глубокими познаниями в той или иной сфере. В частности, в "Деловом Петербурге" "оголена" тема IT.
Кадровый вопрос актуален и в целом для стремительно меняющегося медиарынка, подчеркнул председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев. В планах СЖР – инициировать запуск государственной программы "Земский журналист" по аналогии с "Земским доктором" и с "Земским учителем". Кроме того, Владимир Соловьев поделился, что сейчас на рассмотрении в Правительстве РФ находится вопрос статуса военкоров.
"Инфорум" и другие подобные форумы профессионального сообщества как раз нужны для сбора таких инициатив, отметил эксперт.
"Так случилось, когда начался ковид. И письмо в адрес премьер-министра Мишустина позволило нашу отрасль внести в список наиболее пострадавших, и потом пошла помощь многим редакциям. Так же было и с 22-й кнопкой" в регионах, с вещанием региональных телеканалов на ОТР. В этом году будем говорить про "Почту России" – это очень больное место для всех районных и областных газет. Они постоянно необоснованно повышают цены, и многие наши коллеги уже отказываются от услуг почты", – констатировал Владимир Соловьев.