Эксперты "Инфорума" в Барнауле рассказали, как меняется рынок СМИ и победит ли ИИ

Инфорум
Инфорум Фото: Илья Климентьев

Интенсив для работников СМИ проходит в Барнауле при поддержке Союза журналистов России. Спикеры учат "продавать" информацию, развивать соцсети и закрывать с помощью нейросетей кадровый дефицит

Союз журналистов России при участии алтайского отделения СЖР проводит 16 августа в Барнауле "Инфорум". На обучающий интенсив приехали журналисты, блогеры, сотрудники пресс-служб и медиаменеджеры. Спикерами на форуме выступают председатель СЖР Владимир Соловьев, главный редактор издания "Деловой Петербург" Игорь Павловский, а также специалисты по нейро– и социальным сетям. В ходе панельной дискуссии "Инфорума" эксперты отметили: развитие соцсетей и "приручение" искусственного интеллекта становятся для СМИ залогом выживания. ИИ отчасти поможет решить и кадровый вопрос, как и запуск программы "Земский журналист", которую планирует пролоббировать отраслевой союз.

Виктор Томенко встретился с главой Союза журналистов России Владимиром Соловьевым

Ожидается, что участие в "Инфоруме" примут порядка 200 журналистов и сотрудников пресс-служб органов власти. Состоятся дискуссии о роли журналистики в освещении социальных вопросов

Пишущие машины

Одна из "горячих" тем "Инфорума" – как поставить на службу СМИ искусственный интеллект. Эксперты отмечают: заменить машиной пишущего человека, создающего смыслы, вряд ли удастся. Однако ИИ можно делегировать "механическую" работу: создание отчетов, генерирование "легких" дежурных текстов вроде поздравлений.

"Искусственный интеллект и любая технология – это стамеска, которая находится в руках у столяра. Можешь ею пользоваться, можешь – нет, но с инструментом будет быстрее и эффективнее. Мы помогаем экономить бюджет и готовы рассказать, как упрощать жизнь небольшим редакциям, как быстрее, проще вести социальные сети, в частности", – рассказал эксперт по работе с нейросетями, основатель Give me public и преподаватель журфака МГУ Алексей Березовой.

Инфорум
Инфорум
Фото: Виталий Барабаш

Медиаэксперт продолжает: "паттерн потребления" информации в последние годы сильно изменился – люди находятся "в телефоне" даже тогда, когда ждут зеленого света для перехода улицы. В то же время современные читатели и зрители живут в условиях постоянного инфошума, и это нельзя не учитывать сотрудникам СМИ.

"Мы покупаем не дрель, а дырку в стене. Поэтому, когда мы делаем контент, мы должны объяснять, как это повлияет на карман пользователя, на его настроение, на его будущее, семью, отношение и так далее. В любой соцсети – "ВКонтакте", "Телеграме", в дзене – просто написание информации, обрабатывание информационного повода не будет работать", – продолжает Алексей Березовой.

Инфорум
Инфорум
Фото: Илья Климентьев

Модератор форума, секретарь СЖР России Юлия Загитова добавила: российским журналистам очень повезло, что в стране есть собственные социальные сети – это очень кстати в ситуации с замедлением YouTube. Эксперт "ВКонтакте" Маргарита Петракова отметила, что эта площадка для многих СМИ может стать флагманской – там также можно подключить монетизацию и размещать мультимедийный контент. Сами журналисты в ходе дискуссии обратили внимание, что ВК-видео и ВК-клипы еще не вполне близки к совершенству, но эксперт соцсети подчеркнула, что сервис будет улучшаться – для этого нужно настойчивее писать в поддержку. Есть в соцсети и другие инструменты, с которыми могут работать "медийщики".

Мэр Барнаула встретился с председателем Союза журналистов России

Глава города Вячеслав Франк и председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев на встрече обсудили вопросы дальнейшего сотрудничества

"У нас есть прекрасные медиа внутри медиа, так скажем. Есть паблик, который называется "ВКонтакте" для медиа. Он очень красивый, с полезными советами. Там можно почерпнуть что-то для вдохновения. Кроме того, у нас есть большое комьюнити для работы с авторами. Нам немаловажно понимать, с каким инструментарием работает автор, что нравится, что нет. Информация касается продуктовых обновлений, обновлений в компании, это поможет совершенствовать медиа", – отметила ведущий менеджер по работе с сообществами "ВКонтакте" Маргарита Петракова.

Дорогая передача

На пленарном заседании "Инфорума" также затронули тему экономики: организовать прибыльный медиабизнес в условиях роста цен на все становится сложнее.

"Мы издаем женский глянцевый журнал о наших прекрасных бийчанках. В 2005 году я впервые была на форуме в Сочи, и там прогнозировали, что через 10 лет будут умирать печатные издания. Останутся только интернет-издания либо печатные глянцевые, но которые будут не продаваться, а распространяться бесплатно. Мы еще тогда посмеялись, не поверили. Но вот и наступил тот период. В нашем городе практически все глянцевые издания закрылись, потому что типографские услуги очень дорогие. Сегодня мы распространяемся бесплатно по общественным местам города, выживаем за счет рекламы", – делится редактор журнала "Бийчанка" Евгения Шалупина.

Инфорум
Инфорум
Фото: Виталий Барабаш

Однако, несмотря на растущие издержки, уход в "нишевую" журналистику может стать выигрышной стратегией: таким опытом на "Инфоруме" делится главный редактор издания "Деловой Петербург" Игорь Павловский.

"Мы прибыльное издание. Я похвастаюсь: у нас даже печатная версия прибыльная. Проблемы, про которые мы пишем, интересуют гораздо меньшее количество людей. Это наша слабость и сила одновременно. Потому что эта узкая аудитория четко знает, чего она хочет. С точки зрения трафика и цитируемости нам тяжело, но с точки зрения денег чуть полегче – реклама есть. Моя самая любимая история – в Петербурге был создан портал под названием "Порт ньюс". Там все, что связано с портом и его технологиями. У ребят сейчас все хорошо, у них бюджеты рекламные такие, которые мало кому снились. Их знает вся страна от Петербурга до Находки. Экономика порта, перевалка, танкеры, краны…их читают все портовики, туда идет соответствующая реклама", – делится эксперт.

В то же время, констатирует Игорь Павловский, у нишевых изданий могут возникнуть проблемы с подбором кадров, так как в такое СМИ нужны люди, обладающие глубокими познаниями в той или иной сфере. В частности, в "Деловом Петербурге" "оголена" тема IT.

Инфорум
Инфорум
Фото: Илья Климентьев

Кадровый вопрос актуален и в целом для стремительно меняющегося медиарынка, подчеркнул председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев. В планах СЖР – инициировать запуск государственной программы "Земский журналист" по аналогии с "Земским доктором" и с "Земским учителем". Кроме того, Владимир Соловьев поделился, что сейчас на рассмотрении в Правительстве РФ находится вопрос статуса военкоров.

Инфорум
Инфорум
Фото: Илья Климентьев

"Инфорум" и другие подобные форумы профессионального сообщества как раз нужны для сбора таких инициатив, отметил эксперт.

"Так случилось, когда начался ковид. И письмо в адрес премьер-министра Мишустина позволило нашу отрасль внести в список наиболее пострадавших, и потом пошла помощь многим редакциям. Так же было и с 22-й кнопкой" в регионах, с вещанием региональных телеканалов на ОТР. В этом году будем говорить про "Почту России" – это очень больное место для всех районных и областных газет. Они постоянно необоснованно повышают цены, и многие наши коллеги уже отказываются от услуг почты", – констатировал Владимир Соловьев.

Интенсив "Инфорум" был инициирован Союзом журналистов России в ответ на вызовы и изменения, происходящие в медиапространстве страны. Запущенный в 2018 году, "Инфорум" стал важной платформой для профессионального общения и обмена опытом среди журналистов, редакторов и медиаэкспертов. В рамках "Инфорума" было проведено свыше 70 мероприятий, включая круглые столы, мастер-классы, конференции и тренинги. Эти мероприятия направлены на повышение профессиональных стандартов, обсуждение актуальных вопросов журналистики и внедрение новых технологий в медиа.
Интенсив Союза журналистов Инфорум проходит в Барнауле 16 августа

Данная дискуссионная площадка за годы своего существования стала важной платформой для профессионального общения и обмена опытом среди журналистов, редакторов и медиаэкспертов

Лента новостей