Горожане утверждают, что водитель маршрутки отказался протягивать руку, чтобы взять плату за проезд, закрыл пассажирку в салоне и едва не задавил ее супруга, пытавшегося вызволить женщину
В Барнауле разразился конфликт между водителем автобуса городского маршрута №60 и пенсионеркой Татьяной Тырыкиной. По мнению пострадавшей стороны, поводом послужила банальная "вредность" мужчины, который "любит издеваться над пенсионерами". Женщина не смогла дотянуться до шофера, чтобы оплатить поездку проездным. В итоге ее закрыли в салоне, чтобы увезти дальше по маршруту. А ее муж, попытавшийся вызволить супругу, почти угодил под колеса маленького автобуса. "Толк" решил разобраться в нюансах конфликта.
"Возьмите проездной"
Конфликт произошел в конце августа текущего года. Пенсионерка Татьяна Тырыкина привычно возвращалась домой с дачного участка в СНТ в селе Бобровка. Оттуда женщина добралась на автобусе до центра Барнаула, где пересела на автобус №60, чтобы уехать домой – на остановку "Островского". Дело было поздним вечером, автобус был последний. На своей остановке женщина оказалась около 10 часов вечера.
"Мое жизненное кредо – не причинять окружающим неудобств, поэтому незадолго до своей остановки я заранее протиснулась к выходу и встала за водителем. За одну остановку до своей я протянула ему проездной, чтобы расплатиться. Но тут "проснулся" один из пассажиров, и водителю пришлось тянуться до него, чтобы взять деньги. Мою руку вместе с проездным водитель отмахнул, вроде как я ему мешаю. Я решила: ну ладно, рассчитаюсь в дверях, когда доедем до моей остановки", – рассказала женщина.
Однако и на остановке шофер не торопился обилетить пассажирку. Женщина протянула ему проездной, но ответного жеста не последовало. По какой-то причине у него отпало всякое желание тянуться к пассажирке, отметила собеседница "Толка".
"Держа ладонь на уровне груди, он мне говорит: "Давайте". Я уже вытянулась к нему, как могла, отвечаю: "Возьмите проездной". Дальше дотянуться не могу, а он продолжает требовать, даже руку мне навстречу не протянул, а держал ладошку прямо перед собой. А мне деваться некуда – автобус битком, людей много, продвинуться ближе просто не могу. Еще и тяжелая сумка стоит в ногах. И тут водитель мне еще жестче говорит: "Давайте! Я что, тянуться к вам должен?" Но ему бы это не составило никакого труда. А мне бы пришлось лезть на кого-то, чтобы передать этот проездной", – сетует Татьяна.
По "газам"
По словам пенсионерки, автобус стоял на остановке. Двери при этом шофер держал закрытыми. Все это время за происходящим со стороны улицы наблюдал муж Татьяны. Он пришел на остановку, чтобы встретить супругу с тяжелой сумкой. Без помощи женщине было не обойтись, вдобавок ко всему горожанке с некоторых пор тяжело ходить, поэтому она пользуется для передвижения костылем.
Он тоже сыграл свою роль, мешая женщине протянуть проездной навстречу требовательному водителю. Тот, к слову, спокойно наблюдал за потугами женщины и требовал оплаты проезда. На просьбу открыть дверь водитель автобуса не реагировал. После чего "резко ударил по газам", и автобус сорвался с места, рассказала участница событий.
"Муж побежал за автобусом, начал стучать по кузову. И тогда я уже закричала: "Вы что делаете? Вы куда поехали?" И только после этого он остановился, и я смогла выбраться из салона. Я до сих пор не могу понять, почему произошла эта ситуация. Видимо, водителю стало скучно. И, скажем честно, поведение этого человека никогда не отличалось адекватностью. Его многие знают. Я уже успела пообщаться с другими пассажирами. Они его хорошо знают и не раз видели, как он издевается над пожилыми людьми: то дверь перед носом закроет, то на нужной остановке не выпустит. Случаев много. Может быть, он получает от "наездов" на тех же пенсионеров какое-то удовольствие, удовлетворение?.." – поделилась собранной информацией женщина.
Она добавила: очевидцы отмечают, что с людьми, "кто с виду посильнее", водитель маршрутки №60 не связывается. А "отрывается" на более слабых, например, на пожилых людях, замечает наша собеседница. Причем неадекватным поведением в той или иной степени грешат и другие водители маленьких автобусов №60, отмечает она. Шоферы транспорта большой вместимости, по словам женщины, более вежливы.
"Водитель делает что хочет"
Тем временем автобус умчался по своему маршруту с полным салоном пассажиров, оставив после себя только желание призвать к ответственности.
"Народу в этот день было очень много. В маленьких автобусах этого маршрута в принципе ездить тяжело. Они не рассчитаны на такую массу людей. Если я не тороплюсь, то стараюсь дождаться большого, но в тот день выбора у меня не было. И я отчасти понимаю нервозность водителя – толпа большая, каждый со своими особенностями. Но до всех он дотягивался, а со мной поступил по-хамски. Видимо, дело в том, что я оказалась среди намеченных "жертв"", – заключила Татьяна.
Она отметила, что вечером, когда случился конфликт, пассажиры были настроены доброжелательно, с вниманием и уважением относились друг к другу и ничто не предвещало такого завершения поездки.
Что касается супруга пенсионерки Александра Тырыкина, то он испугался не меньше своей жены – сначала за нее, потом – за себя. Когда мужчина бился за свободу жены, пытаясь остановить автобус, едва не попал под его колеса.
"Я очень испугался, если честно. Жену водитель не выпускал, потом на меня чуть не наехал. Первый раз с нами такое. Мы решили, что нельзя такой случай оставлять безнаказанным, и решили пойти сначала к перевозчику, а потом уже по другим инстанциям, если потребуется", – отметил Александр Тырыкин.
Он добавил, что поход к перевозчику закончился ничем. На предприятии супругам ничего пояснить не смогли, идти навстречу тоже не спешили.
"Нас встретил сотрудник компании Сергей Иванов, молодой человек лет сорока. После нашего рассказа он только развел руками и сказал: "А что вы от меня хотите? У нас свободная страна. Мы живем в свободной стране, и водитель делает что хочет, я ничего ему не могу сказать"", – пояснил Александр.
Его супруга добавила:
"Все вокруг слушали, развесив уши. Мне хотелось ему сказать, что это унизительно. К нему пришли взрослые люди, чтобы попросить о помощи, а он так себя вел. Ему все равно. Наверное, им главное, чтобы водитель ездил, привозил деньги, а все остальное им уже не так важно".
Обращение в профильный комитет
На прошлой неделе Татьяна Тырыкина связалась с комитетом по дорожному хозяйству администрации Барнаула. Женщина рассказала о случившемся специалисту, который объяснил, как подать соответствующее заявление.
"Молодой, судя по голосу, человек меня внимательно выслушал, принял информацию к сведению. Взял мои данные и обещал позвонить в ближайшее время. Он отметил, что сопоставит данные, проверит, правильно ли мы выяснили фамилию этого водителя – для этого мы провели собственное, так сказать, немножко дилетантское расследование, после чего будут приняты меры", – пояснила Татьяна.
Кроме того, женщину заверили, что водители должны следовать определенным правилам поведения и такой "автобусный "террор" (как назвала конфликтные ситуации женщина), в который попала пассажирка маршрутки №60, недопустим.
"Этот человек обслуживает городской маршрут и должен общаться с людьми на должном уровне, не переходя грань. Он должен выполнять свои обязанности и не может переходить какие-то рамки при общении, не должен грубить", – заметила женщина.
Она особо подчеркнула, что в небольших автобусах постоянно еще и грязно, и накурено, но пассажиры часто закрывают на это глаза, ведь маршрут пользуется популярностью и люди рады, что он в принципе ходит более-менее стабильно.
"Понятно, что водители работают с утра до ночи, чтобы заработать хоть какие-то деньги, и выйти на перекур им просто бывает некогда. Но когда приходится встречаться с таким хамством, когда не выпускают из автобуса за то, что пассажир не может дотянуться до водителя сквозь толпу, чтобы оплатить проезд, и при этом издеваться на глазах у всех, – это уже перебор", – заключила Тырыкина.
Как пояснили "Толку" в профильном городском комитете, пока официального обращения от Тырыкиных не поступало. Что вполне объяснимо, ведь заявления чета еще не писала.
"Подобных жалоб на водителей автобусов малого и большого класса маршрута №60 не поступало. Основные жалобы, поступающие в комитет, связаны с работой терминалов либо нарушением линейной дисциплины. Информация передается перевозчику. С перевозчиком ведется претензионная работа", – заметили в горадминистрации.
Факт того, что на водителей "маломерных" автобусов №60 не было подано ни одной жалобы, вполне можно считать руководством к действию для всех пострадавших пассажиров. Как показывает практика, городские власти оперативно реагируют на обращения граждан, о чем говорят, например, участившиеся рейды, цель которых – проверка наличия терминалов.
Перевозчик с "длинным" контрактом
Автобусный маршрут №60 в настоящее время обслуживает компания "СолГри". Он относится к маршрутам с регулируемыми тарифами. В январе прошлого года перевозчик заключил с администрацией Барнаула долгосрочный контракт для обслуживания городских маршрутов общественного транспорта сроком до 2030 года. Главным условием нововведенной контрактной системы является обновление автобусного парка.
"Толк" попытался связаться с руководством пассажироперевозчика, однако дозвониться до директора предприятия не удалось – никто не взял трубку. От источника, близкого к предприятию, косвенно известно, что директор организации с неохотой комментирует подобные ситуации.
Кстати, даже в "СолГри" прекрасно знают "проштрафившегося" водителя. Как сообщила в личной беседе с Татьяной Тырыкиной одна из сотрудниц, шофер не отличается хорошими манерами и на него очень часто поступают жалобы.
В завершение добавим: свою историю, связанную с тем же самым водителем маршрутки №60, хотела рассказать еще одна жительница Барнаула. Однако в последний момент женщина отказалась давать какие бы то ни было комментарии. Она пояснила, что всерьез опасается возможной мести шофера.