Многие знают, что физические музыкальные носители переживают ренессанс по всему миру. Рассказываем, как с этим обстоят дела в Барнауле
Казалось бы, в век стриминга и интернета компакт-диски и пластинки за ненадобностью должны были давно потерять свою актуальность и остаться в прошлом, став частью истории. Однако на каждый товар до сих пор находится свой ценитель, а магазины, реализующие физические носители, продолжают существовать. "Толк" поговорил на эту тему с коммерческим директором магазина "Союз" Игорем Жибиновым и узнал, почему среди барнаульцев до сих пор популярны традиционные носители прошлого и как обстоят дела на рынке сегодня.
С чего все началось
Игорь поделился, что в этом году магазин празднует свой юбилей – 30 лет. А началось все с предложения студии "Союз" открыть лицензионный бизнес в Барнауле. Понятие "лицензия" на тот момент было чем-то новым, а видеокассеты записывались, как правило, самостоятельно. Первую точку открыли за Барнаульским строительным техникумом на проспекте Ленина в 1994 году, а через три года появилась и вторая, на проспекте Строителей.
"CD, DVD тогда еще и в помине не было. Были видеокассеты, аудиокассеты. Но CD, DVD-диски, появившись на рынке, постепенно их вытеснили. Последние экземпляры, которые у нас оставались, мы практически бесплатно раздавали, чуть ли не в подарок при покупке", – объяснил директор.
С появлением интернета объемы производства физических носителей стали заметно уменьшаться. Точку на Ленина пришлось закрыть. Но некоторые клиенты, запомнившие магазин еще со времен кассет и старого адреса, остаются постоянными покупателями и по сей день. Кто-то даже специально приезжает из других городов, таких как Кемерово, Новосибирск, Рубцовск, Алейск и Бийск.
Что ищут "постоянники" и новые клиенты
Что касается новых клиентов, то они в основном приходят за винилом:
"Сейчас идет всплеск популярности винила. Очень много молодых людей, которые приходят и говорят: "Мы купили/нам подарили/достался от тети или дяди виниловый проигрыватель".
Много пластинок делают как за рубежом, так и у нас. В России пока есть только один завод, производящий винил. Он находится в Москве. Но уже в этом месяце должен открыться второй под Екатеринбургом. Благодаря спросу идет увеличение объемов производства и расширение ассортимента. Есть много такого, что есть на виниле и нет на CD. Пластинки ценят за аналоговое звучание", – рассказал владелец магазина.
Для "постоянников" же в магазине заведены специальные тетрадки, которые ведутся на протяжении многих лет. В них составляются списки альбомов, которые нужны клиентам. Вкусы по прошествии лет у большинства не меняются. Если человек собирает альбомы определенной группы, то он обязательно придет снова, когда выйдет новый или переиздание старого. То же касается жанров и стилей.
"Большинство людей консервативны в своем вкусе. А слушать надо все. Вдруг что-то зацепит тебя. Поэтому мы стараемся всем предлагать какие-то новинки", – отметил Игорь.
Музыкальные вкусы
Предпочтения клиентов расходятся, когда выбор встает между винилом и CD. Пока одни ценят уникальный звук винила, другие используют диски для повседневного прослушивания.
"Предпочтения покупателей можно долго обсуждать. Например, один клиент рассказывает, что каждое утро начинает с прослушивания виниловой пластинки во время завтрака, что приносит ему огромное удовольствие. Другой покупатель отмечает, что звук потрескивания винила вызывает у него душевный трепет и говорит, что никогда не станет слушать диски вместо пластинок.
Но есть у нас и много клиентов, которые собирают как виниловые пластинки, так и CD. Один из них может прийти и сказать, что хочет альбом именно на виниле, хотя его нужно специально заказывать, а диск уже есть в наличии. В то же время он может предпочесть взять что-то другое на диске для прослушивания в автомобиле", – говорит собеседник "Толка".
Многие люди предпочитают брать с собой диски в дальние поездки, так как радио может быть неудобным из-за рекламы и постоянного повторения треков. Кроме того, радиосигнал пропадает в некоторых местах. Диски же позволяют слушать музыку без перебоев и рекламы, что особенно удобно в дороге или во время отдыха.
Что касается жанров, то здесь все также индивидуально. Рэп, металл, попса, инструменталка, джаз, блюз, различные современные направления – люди слушают все. Кто-то покупает "Ласковый май", кто-то предпочитает Pink Floyd, а кто-то выбирает Metallica или Rammstein. А вот The Beatles и AC/DC – вечные позиции. В целом, все, что считается самым популярным в мире – отражается на вкусах покупателей. Если же говорить про российские группы, то среди них лидирует "Кино".
Аналог и цифра
Игорь Жибинов рассказал, что ценители винила любят его за аналоговое звучание, которое отличается от цифрового. “Теплый" и "мягкий" звук пластинок кажется им более приятным. Поэтому многие даже сейчас, несмотря на удобство цифрового формата, принципиально покупают только винил.
Катушки, компакт-кассеты и винил – это все аналоговый звук. По словам директора, многие катушки тоже сейчас популярны, но цены на них кусаются.
Аудиокассеты тоже периодически находят себе новых хозяев. Однако здесь есть некоторые сложности:
"Виниловые проигрыватели сейчас много где продаются, а проигрыватели аудиокассет очень сложно найти. Это либо бэушные, либо современные универсальные варианты, которые можно использовать одновременно для CD, винила и кассет. Их делают китайские производители", – объяснил Игорь Жибинов.
Коллекционеры DVD
Фильмы и мультфильмы, в отличие от винила, на сегодняшний день меньше пользуются спросом. Но есть коллекционеры, которые, к примеру, предпочитают не отвлекаться на пятиминутную рекламу во время просмотра телевизора. Многие берут любимые советские и культовые зарубежные мультики, а также классические фильмы СССР по типу "Иронии судьбы", "Бриллиантовой руки" и "Вечного зова". Встречаются и ценители фантастики, реже – ужасов. Каждому свое.
"Я вот собрал для подрастающего внука коллекцию мультфильмов, чтобы он смотрел их, приезжая на дачу. Так и другие: кто-то на дачу берет, потому что там интернет не ловит, а кто-то берет с собой в долгую дорогу, чтобы время в пути показалось ребенку приятнее", – поделился собеседник.
Конкуренция на местном рынке
На вопрос о конкуренции с другими магазинами в Барнауле, а особенно с маркетплейсами, которые сейчас стали частью повседневной жизни практически каждого человека, директор ответил, что она не ощущается в силу сложившейся базы постоянных клиентов.
С чем связан скачок цен на физические носители
Владелец магазина рассказал, что за последние четыре года цены на импортные диски и винил значительно выросли. Сначала причиной называли пандемию, а затем подорожание энергоресурсов и логистики в Европе.
Ценообразование также в значительной степени зависит и от курса евро, поскольку продукция поставляется в основном из таких стран, как Германия, Англия и Чехия.