Жители краевой столицы вновь жалуются на то, что водители маршруток не предоставляют терминалы, требуя с пассажиров оплачивать проезд переводом
Отсутствие терминалов для оплаты проезда – одна из наиболее частых проблем барнаульского общественного транспорта, как показывает опыт. Так, читательница телеграм-канала "Черное и Белое Барнаул" 7 октября поделилась историей о том, как днем ранее водитель маршрута № 77 не выпускал из салона людей, желающих расплатиться картой, а не переводом. При этом терминал имелся в наличии. И это только одна из множества историй.
В СМИ то и дело мелькают новости о рейдах, организуемых комитетом по дорожному хозяйству и транспорту, в результате которых регулярно выявляются нарушители и проводится претензионная работа. Однако жалобы от пассажиров продолжают поступать и дальше. В том числе и в редакцию "Толка". Мы связались с компаниями-перевозчиками, а также представителями местных властей, чтобы разобраться, почему возникают сложности с использованием терминалов.
"Хамское поведение"
Еще одной историей, связанной с безналичным расчетом, с нашей редакцией поделилась жительница Барнаула Евгения. Горожанка рассказала, что в воскресенье, 13 октября, во время поездки на маршруте № 58 ею была замечена табличка с телефонным номером, оставленным для переводов проездной платы, а также запретом на расчет "крупными деньгами".
"С такой историей встречаемся достаточно часто и на других маршрутах. Например, в маршрутке № 27 очень редко бывает терминал. Он либо спрятан, либо водитель отказывается его предоставлять. Это чаще всего. В ответ на требование выдать терминал водители просто идут на конфликт и ведут себя по-хамски. Иногда даже приходится с ними ругаться", – рассказала собеседница.
Евгения отметила, что, по их с мужем опыту, терминалы часто отсутствуют на маршрутах № 27, № 47 и № 58. Иногда водители их достают, если того требуют пассажиры, а иногда просто говорят, что они сломаны. Но чаще всего можно услышать, что терминалов нет в принципе.
Молчание перевозчиков
Наш корреспондент обзвонила несколько лиц, представляющих местные компании-перевозчики, и оказалось, что большинство из них не готовы говорить на эту тему. В конечном итоге нам удалось получить комментарии всего у двух человек.
Роман Арапов, генеральный директор компании "Евробус +", объяснил, что проблема отсутствия терминалов не касается больших автобусов с регулируемыми тарифами, а также его организации в частности:
"У нашего предприятия только большие автобусы. Мы с 2016 года работаем по терминалам, и с этим проблем у нас нет. По каким причинам их у кого-то нет, я понятия не имею".
Ситуация с нерегулируемыми тарифами
Перевозчик Антон Еньшин, обслуживающий маршруты № 41, № 78 и № 6, которые работают по нерегулируемым тарифам, рассказал о ситуации со своей стороны:
"Если в документации конкурсов на обслуживание маршрутов с нерегулируемыми тарифами было прописано, что необходима безналичная форма оплаты, то, конечно, в транспорте по закону обязаны быть терминалы. Если же в документации не была прописана безналичная форма расчета, то перевозчик имеет право не тратиться на терминалы. При этом по закону ничего не нарушается. Здесь все на усмотрение перевозчика, который заявлял документацию. Каждый сам смотрит свое экономическое состояние, возможности и так далее. И, исходя из этого, принимает решение".
Мужчина добавил, что, когда его предприятие выходило на конкурс, они заявляли безналичную форму расчета для пассажиров маршрутов № 41 и № 78, поэтому были обязаны установить терминалы и работать с ними. В свидетельстве маршрута № 6, в свою очередь, не была предусмотрена безналичная система оплаты, поэтому ездили без нее до последнего, при этом не нарушая закон. На сегодняшний день этот вопрос закрывается.
Собеседник разъяснил, что существует много дополнительных расходов, которые ложатся на перевозчика, отчего изначально новость об обязательной установке терминалов в нашем городе была воспринята не очень хорошо:
"Один терминал вместе с лицензией обходятся в районе 40 000 рублей. Плюс ежемесячное обслуживание. Поэтому у нас в городе система безналичной оплаты воспринималась не так хорошо, как хотелось бы. Но тем не менее она движется, и на сегодняшний день, насколько я знаю, есть всего несколько маршрутов, где отсутствует система безналичной оплаты. Потихоньку процесс идет".
Человеческий фактор
Что касается ситуаций, когда водители прячут терминалы или отказываются их предоставлять, то здесь, по мнению Антона Еньшина, в дело вступает человеческий фактор:
"Здесь уже человеческий фактор – водители. Есть те, кто не хочет доставать терминал. У нас на предприятии ведется работа с водительским составом, и мы этот вопрос уже давно решили по 41-му и 78-му маршрутам. В районе года нам приходилось этими моментами заниматься. Хотя было оборудование, водители по тем или иным причинам его не показывали, прятали и так далее. Тут надо работать непосредственно с каждым индивидуальным случаем. Сейчас на рынке очень большая нехватка кадров, и с ними работать очень сложно. Проблема годами длится, не решается и приводит к таким вот последствиям".
Ответ городской администрации
Для прояснения обстановки мы также обратились в пресс-службу барнаульской мэрии. В ответе комитета по дорожному хозяйству и транспорту города Барнаула изложили, что автобусные, трамвайные и троллейбусные маршруты, осуществляющие пассажирские перевозки по регулируемым тарифам, оснащены транспортными терминалами в полном объеме. Однако ситуация с транспортом, который работает по нерегулируемым тарифам, несколько иная:
"В отношении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам обязать перевозчиков подключиться к электронной системе оплаты и учета проезда
не представляется возможным в силу действующего законодательства".
Несмотря на это, при отборе перевозчиков для работы на городских и пригородных маршрутах преимущество получают предприятия, интегрированные в электронную систему оплаты и учета проезда.
По словам сотрудников комитета, в настоящее время наблюдается следующая картина:
"Из 16 автобусных маршрутов, осуществляющих пассажирские перевозки
по нерегулируемым тарифам, работа электронной системы оплаты и учета проезда предусмотрена на 11 автобусных маршрутах (№ 6, 32, 41, 50, 54, 59, 65, 77, 78, 120, 144.) Кроме того, в автобусных маршрутах № 47, 76 установлены банковские терминалы для оплаты проезда банковскими картами".
Проверки и претензии
В администрации отметили, что с 1 июля 2024 года проведено 11 самостоятельных и 4 межведомственные проверки. А всего с начала 2024 года проведено 18 выездных проверок.
Проверки осуществляются как во время межрейсовых стоянок автобусов на конечных пунктах, так и в процессе выполнения рейсов.
"Всего с начала 2024 года в адрес перевозчиков направлена 251 претензия, 82 требования об уплате штрафов за нарушения действующего законодательства, связанного с перевозкой пассажиров".
По информации комитета по дорожному хозяйству и транспорту города Барнаула, на данный момент ведется работа по дальнейшему оснащению подвижного состава транспортными терминалами.