В гостиницах для животных предусмотрены свои "стандарты", "люксы" и услуги красоты. Но хозяева не всегда могут рассчитывать на "инстаграмные"* фотоотчеты, а отельеры — на стабильный заработок
Предстоящие новогодние каникулы – высокий сезон как для обычных гостиниц, так и для отелей с приставкой "зоо". Пристроить кошку, собаку, шиншиллу или канарейку на время отъезда в Барнауле можно за сумму от 300 до 1000 рублей в сутки. Гостевые заведения стараются предлагать разнообразный номерной фонд – от уличных вольеров до "стандартов" и "люксов".
Зоогостиничный бизнес требователен в части санитарных норм, но риски для здоровья животных все равно возможны. Такое направление часто развивается не в одиночку, а как приложение к ветклинике, хотя встречаются исключения. Лицензию зооотельерам оформлять не нужно: главными регуляторами рынка предприниматели считают самих владельцев животных и их отзывы.
Цена "квартирного" вопроса
При запросе "зоогостиница" барнаульский справочник "2ГИС" выдает 11 позиций. Организации, оказывающие услуги размещения, есть не только в краевой столице, но и в Новоалтайске и пригородных поселках.
Как правило, это многопрофильные ветеринарные центры, для которых передержка животных – лишь побочный вид деятельности. Временно "прописать" питомцев готовы также несколько питомников служебного собаководства. Но есть и организации, которые позиционируют себя именно в качестве гостиниц.
Учитывая неофициальные передержки, оценить весь объем рынка в Барнауле сложно.
Диапазон цен на зоогостиничные услуги – от 300 до 1000 рублей в сутки. У каждого игрока своя политика размещения гостей: где-то стоимость зависит от вида, веса и социализации животного, где-то – от категории самого номера. Например, в зооцентре "Маленький принц" в наличии есть "стандарты", "стандарты +", "люксы" и даже двухуровневые клетки – градация "привязана" к площади.
"У нас стоимость зависит от веса животного, а не от вольера. Кроме того, на одни сутки нам принимать невыгодно, потому что кто-то просится на 7 суток и больше. Поэтому мы сделали высокую цену за 1 сутки, чтобы немножко отбить наши расходы", – делится руководитель зооотеля "Теремок" Надежда Роговская.
Один из самых бюджетных вариантов предлагает питомник служебного собаководства, работающий при РЖД: там со всех постояльцев берут фиксированную сумму – 300 рублей в день. Но принять на постой там готовы исключительно собак.
Гостиница "Мокрый нос", пояснили ее сотрудники, может отказать владельцам крупных псов, которых сложно выгуливать. В отеле "Теремок" не принимают особей бойцовских пород, щенков младше шести месяцев и пожилых животных старше 12 лет.
В "Барбос отеле" установлен повышающий коэффициент для собак с течкой – за проживание такого питомца нужно будет заплатить на 300 рублей больше стандартного прайса.
Некоторые гостиницы по договоренности могут заселить кроликов, морских свинок, хомяков и птиц. А вот любителям "экзотики" податься в Барнауле особо некуда.
"К нам однажды хотели заселить утку. Но стоимость проживания была значительно выше стоимости утки, не заселились", – вспоминает основатель зоопространства "Маленький принц" Инна Болясова.
"Однажды нам пытались пристроить стадо козочек на месяц. Естественно, мы отказали. Был случай, когда нас просили принять медвежонка. Мы можем себе это позволить в части "крепости" наших сооружений, но тоже отказались. Мы специализируемся на кошках и на собаках. По крайней мере сейчас. Мне кажется, не очень правильно быть "всеядным", так не получится. Для хорьков, шиншилл должны быть другие условия", – говорит Юлия Мызникова.
"Брутальные" клетки и "инстаграмные"* картинки
Базовые обязанности зооотельеров очевидны: накормить и напоить постояльца (большинство зоогостиниц принимает гостей со своей едой), выгулять, провести санобработку вольера или номера, отправить хозяину "фотопривет".
Некоторые гостиницы в Барнауле могут предоставлять услуги груминга и дрессировки.
"Если у нас служебные собаки находятся в холодных вольерах, то гости – на особом положении. У них отдельные вольеры 3х4 с обогревом. Животные выгуливаются 4-5 раз в день, кормятся по согласованию с хозяином. Если необходимо лечение, тоже предоставляем, есть свои ветврачи. У нас территория – около 15 соток. Они нагуливаются – как в пионерский лагерь приезжают", – делится начальник команды служебного собаководства барнаульского отряда ведомственной охраны на Западно-Сибирской железной дороге Юрий Скорик.
"У нас же еще ветеринарная клиника. Мы придерживаемся требований, которые предъявляются к клинике: такая же обработка, такие же дезсредства, та же регулярность уборки", – пояснил сотрудник ветцентра "Мокрый нос" Николай.
Несмотря на то, что постояльцы живут в разных помещениях, риски для здоровья хвостатых никогда не равны нулю, продолжают собеседники "Толка".
"Очень сложно содержать гостиницу с точки зрения санитарно-эпидемиологических норм. Когда большое скопление животных, как и детей в детском саду, вирусы неизбежны, и прививки от них тоже не спасают. Поэтому бывают вспышки вирусных инфекций, иногда гостиницу приходится закрывать на карантин на месяц", – говорит Инна Болясова.
Предприниматель добавляет: одно из заведомо невыполнимых требований к отелям – запрос на "инстаграмные"* картинки от некоторых хозяев.
"Допустим, просят, чтобы кошечки гуляли и друг с другом играли. Это невозможно, потому что кошки – территориалы, они будут драться друг с другом, и выгуливаются они только по одному. Бывает, показывают собачек в белых, красивых, каких-то стеклянных ящичках, они там сидят с подсветочкой. Но это тоже невозможно: собаки не сидят на месте, они не приучены к клеткам, они лают, везде метят. Гостиница для животных – это всегда "брутально": клетки, поверхности, которые можно отмыть, это железо, а не дерево", – заключает собеседница.
Юлия Мызникова и вовсе убеждена, что подходящие условия для зоогостиницы возможно создать только за пределами городской черты.
"У нас есть свой уличный дворик и несколько корпусов. Мы когда строились, приняли решение, что будет так, потому что содержать всех в едином помещении – громко и неудобно в обслуживании. В городе создать такие условия невозможно. Это будет либо очень дорого, либо некачественно".
Голосуют "всеми лапами"
Чтобы открыть гостиницу для животных, специальной лицензии не требуется. Нужна ли этому бизнесу дополнительная бюрократия – вопрос, как и в любой другой деятельности, дискуссионный.
"У нас был случай: мы заселили собаку породы курцхаар. Это большие, сильные собаки. Хозяева рассказали, что они обращались в другую зоогостиницу и потом лечили собачку. А причина была в том, что она содержалась не в номере, а в клетке, то есть она там даже встать не могла, у нее одна из лапок практически атрофировалась. При лицензировании, я думаю, таких случаев становилось бы меньше", – предполагает Юлия Мызникова.
Однако собеседница добавляет, что в качестве своеобразных ревизоров часто выступают сами владельцы.
"Я вообще против любого вмешательства государства в предпринимательство: рынок сам регулирует правила, клиент голосует рублем и отзывами", – дополняет Инна Болясова.
Недобросовестно на этом рынке могут себя повести не только предприниматели: в "Маленьком принце" неоднократно сталкивались с владельцами, которые заселяли питомца, а затем переставали выходить на связь.
"Есть случаи у меня и коллег, когда люди не рассчитывали свои финансовые возможности и бросали животных в гостиницах. Это очень печально для всех. В таких случаях мы объявляем конкурс по поиску нового хозяина во всех наших пабликах, привлекаем подписчиков. Тщательно отслеживаем судьбу каждого питомца. За год примерно около 10 животных приходится спасать. Потом фотоотчеты показываем, что животные обрели даже лучше семьи, чем те, в которых они были до этого", – делится Инна Болясова.
"Нефть не качаем"
Несмотря на то, что во многих семьях Барнаула и края сегодня живут питомцы, зоогостиничный бизнес нельзя назвать "золотой жилой", констатируют собеседники.
"В бизнесе зоогостиниц есть яркая сезонность (лето), в остальные месяцы он приносит убытки или уходит в ноль, поэтому и развиваем сопутствующие направления: ветеринарные услуги, груминг и другие. Услуги относительно недорогие, поэтому и зарплата у сотрудников невысокая. Сложно создать команду любителей животных, грязной работы и за низкую оплату труда. Бизнес не считаю выгодным", – говорит Инна Болясова.
"Любой бизнес сейчас развивается тяжело. Мы не нефть качаем, не лес рубим. Да, люди путешествуют, всегда у людей свадьбы, переезды, командировки. Такого, чтобы отель стоял совсем без гостей, нет. Но Алтайский край – регион небогатый. И не все могут себе позволить качественно пристроить животное. Поэтому мы развиваемся, но не теми темпами, как зоогостиницы Питера и Москвы. У нас были люди из столичных городов и говорили, что у них такая услуга стоит от 3 тыс. рублей. Там совершенно другие зарплаты и финансовые потоки", – резюмирует Юлия Мызникова.
В России также есть примеры развития сетевых зоогостиниц. Так, портал TopFranchise.ru предлагает два актуальных варианта франшизы отеля для животных. В одном из них стартовые инвестиции начинаются от 600 тыс. рублей. Средний оборот в месяц оценивается в сумму от 400 тыс.
*Соцсеть принадлежит компании Meta, признанной в РФ экстремистской организацией.