Жители барнаульского поселка считают, что у них сгорело подозрительно много домов, – они связывают ряд ЧП с регулярными скачками напряжения. В "Россетях" отвечают, что проблем в питающей сети нет
Жители Казенной Заимки заявляют, что живут в постоянной опасности из-за проблем с электроснабжением. Бить тревогу их заставила трагедия с погибшим при пожаре мужчиной, произошедшая 12 февраля. Свидетели ЧП не исключают, что коттедж мог вспыхнуть из-за скачка напряжения, который происходит в сети регулярно. И таких пожаров, говорят в поселке, в последние годы стало подозрительно много. В электросетевой компании отвечают, что неисправностей в питающей сети нет, а вот проблемы с внутридомовой проводкой и растущим потреблением мощности точно есть.
Все это, по словам жителей, происходит на фоне "странностей" с начислениями платежей за электроэнергию: люди заявляют, что время от времени получают счета на 5-15 тыс. рублей и больше.
"Мама спрыгнула, отец надышался"
В ночь на 12 февраля в доме на 2-й Ореховой улице произошел пожар. Прибывшие на место спасатели обнаружили под завалами тело 65-летнего мужчины.
Вот как обстоятельства той трагической ночи описывает "Толку" сын погибшего Денис Галенцов:
"Я открыл туалет и увидел по верху огонь. У меня там никаких электроприборов нет, только одна лампочка накаливания. Я начал тушить огонь водой из ведра, меня ошпарило. Постепенно огонь начал распространяться, весь дом заволокло дымом за считаные минуты, он был едкий-едкий. Я через первый этаж успел выбежать, побежал босиком в гараж, хотел рубильники выключить. Потом вернулся, выбив форточку. Но весь первый этаж уже полыхал, и я не мог никуда пройти. Отец остался наверху. Мама на балкон выскочила и зайти в спальню к нему уже не могла. Она спрыгнула со второго этажа, ногу порезала сильно и ребро сломала. Отец надышался".

Денис считает, что пожар спровоцировала загоревшаяся электропроводка. ("Электрическую" версию предварительно по следам ЧП озвучили и сотрудники МЧС. – Прим. ред.) А перегрев проводки, полагает мужчина, могли вызвать перепады напряжения.

В качестве возможного доказательства Денис приводит графики со стабилизатора напряжения, установленного в доме соседа: судя по ним, незадолго до пожара в сеть подавалось заметно больше 220 вольт.
17 сгоревших домов
На фоне произошедшего в Казенной Заимке заговорили о, возможно, неслучайном характере ряда последних возгораний. В поселке не исключают, что ЧП так или иначе могут быть связаны с электричеством и скачками напряжения.
Бывшая работница одного из продуктовых магазинов Юлия Соседко, например, вспоминает пожар летом 2022 года на улице Каштановой, которому предшествовали перебои со светом.
"В этот день раз 20 отключалось электричество. Каждую минуту перезапускалось оборудование. Я думала, у нас там все сгорит – и холодильники, и кассы, было невозможно работать. И через два дома случается пожар. Мы видели, как бегут и кричат женщины и дети. Все полностью сгорело, пожарные сказали, что причина в электричестве. И мы тоже предположили, что из-за этой "светомузыки" все произошло. Слава богу, обошлось без жертв. В этот же день, придя со смены, я увидела, что у нас дома сгорела посудомоечная машина", – рассказывает собеседница.

Другой собеседник, Антон Мищенков, поделился с "Толком" списком из 17 домов поселка, сгоревших с 2014 года. Его совместно составил актив жителей, вспомнив даты каждого инцидента (список есть в распоряжении редакции). Так, например, по этим данным, только на улице Садовой за последние 10 лет было три крупных пожара, столько же – на улице Жемчужной.
"Когда ветер и непогода, нам может идти напряжение под 400 вольт, представляете? Бытовая техника на это не рассчитана. Она от этого горит, случаются пожары. Мы, когда начали анализировать эту ситуацию, ужаснулись, сколько домов сгорело. Только на нашей маленькой улице из 30 домов таких было несколько", – говорит собеседник.
Жители отмечают, что напряжение может как зашкаливать, так и падать ниже отметки в 220 вольт.
"Низкое напряжение может быть еще страшнее. Бытовая техника пытается запуститься, электромотор греется и в конечном итоге начинает плавиться. Это замыкание, воспламенение проводки, и пошло-поехало. У нас в дом заведено несколько фаз. И в части дома может нормальное напряжение быть, а в другой части – 120, 140 вольт. И ты даже об этом не знаешь. Сидишь, например, смотришь телевизор, а где-то холодильник пытается запуститься и не может", – продолжает Антон Мищенков.
Чтобы справляться с ситуацией, многие жители установили в домах стабилизаторы напряжения. А некоторые для верности полностью обесточивают жилье, уходя по делам.
Разные границы ответственности
Электроэнергию в поселок поставляет компания "Алтайэнергосбыт". В последние несколько лет абоненты из Казенной Заимки неоднократно жаловались в компанию по поводу перепадов напряжения – как коллективно, так и с конкретных адресов.

По этим сигналам сбытовики проводили собственные замеры – отклонения от ГОСТа действительно были, рассказал телекомпании "Толк" представитель "Алтайэнергосбыта" Егор Голынский.
После этого в права вступали уже "Россети Сибирь" – организация, которая непосредственно передает энергию по проводам и, соответственно, обслуживает электросетевую инфраструктуру. По словам Голынского, ряд нарушений сетевики успешно устранили.
"По каждому обращению мы проанализировали качество поставляемой электроэнергии, сообщили результаты сетевой компании. В ответ мы получили информацию о том, что проведены технические мероприятия, которые улучшили качество. И на текущий момент времени, исходя из предоставленной информации, оно соответствует действующим нормам. Произведено распределение нагрузки, где-то – замена линий электропередачи, где-то – трансформаторов", – пояснил Егор Голынский.
В "Алтайэнергосбыте", однако, отмечают, что три претензии к качеству электроэнергии не были вовремя отработаны и в итоге рассматривались в судебном порядке. В целом в сбытовой компании подчеркивают: абонентов – тысячи, решить все проблемы разом невозможно, и по каждому случаю жителям нужно обращаться индивидуально.
"Россети Сибирь", в свою очередь, тоже делят ответственность за электроснабжение, но уже с конечным потребителем: участок от трансформаторной подстанции до границы раздела балансовой принадлежности обслуживает сетевая компания, а за то, что "ветвится" дальше до домовладения, – уже "головная боль" абонента, поясняют в компании.

Питающая сеть оснащена автоматикой, которая исключает внешние воздействия, а вот к состоянию домовых коммуникаций есть вопросы, считает директор производственного отделения "Центральные электрические сети" филиала "Алтайэнерго" Владимир Евсеев. По мнению специалиста, имеет место как некачественный монтаж проводки, так и перегрузка сети большим количеством электроприборов.
"Сеть рассчитана на нагрузку, которую заявляет каждый абонент при подключении дома к электросетям. Однако многие жители превышают эти параметры. Сеть нагрузки не выдерживает, и могут возникать проблемы. Чтобы этого не происходило, граждане, которые понимают, что объем их потребления вырос, должны подать заявки на увеличение мощности. На их основе в сетевой компании разработают мероприятия, которые позволят сетевому комплексу работать без перегрузок", – пояснил Владимир Евсеев.
"Россети Сибирь" также акцентируют внимание на том, что в последние несколько лет в Казенной Заимке "не было ни одного факта пожара, причиной которого были бы объекты электросетевого хозяйства, находящиеся в обслуживании "Алтайэнерго".
Поставили на счетчик
За некачественную, по мнению жителей, услугу им еще и время от времени выставляют внушительные суммы: это стало происходить после установки "умных счетчиков", которые напрямую передают информацию об объемах потребления, рассказывает одна из собеседниц "Толка" Елена Столкова.
Елена рассказала, что купила дом в Казенной Заимке в 2022 году и ничего не делала с электропроводкой. Набор бытовой техники, по ее словам, остался примерно тем же, что у прежних хозяев. Однако суммы в квитанциях резко поменялись.
"У прежних хозяев было 300-500 киловатт в месяц. А у нас начиная с ноября, когда как раз были морозы без снега, и до самого февраля: сначала 700 киловатт, потом 900, потом 1200, 1700… Я прихожу в "Россети" и говорю: "Ребят, у меня что здесь, маленькое производство?" – рассказывает Елена.

"Астрономические" счета часто приходят в конце или начале года, дополняет житель поселка Антон Мищенков.
"Как только умные счетчики установили – стали приходить слишком большие счета, иногда просто катастрофические. У меня лет семь назад был счет на 15 тысяч рублей, хотя обычно платили тысячу с чем-то. Когда поехали разбираться, нас не стали даже слушать. Мол, есть показания – всё".
По словам Елены Столковой, жители постоянно ведут переписку с энергетиками по поводу проблем с платежами и счетчиками, но ситуация решается с переменным успехом.
"Нас ведь лишили возможности видеть свои показания. Потому что матрица высоко на столбе, а считывающие датчики должны находиться в доме, но они перестали работать. Мы их централизованно собрали в коробку и увезли специалистам. Но нам сказали, что, если мы вам их поменяем, они все равно работать не будут. С тех пор мы в неведении, с апреля 2024 года так и сидим", – продолжает собеседница.

Другой житель поселка – Игорь Боровинский – рассказал, что решил эту проблему заменой умного счетчика обратно на обычный.
"С умным счетчиком я платил регулярно по 2 тыс. рублей в месяц. Но потом я все-таки добился того, что это мое законное право – установить индивидуально мой, обыкновенный счетчик. И когда они пересчитали мою переплату, я полтора года за свет не платил. Потому что переплата была сумасшедшая, порядка 18 тысяч!"
Специалисты поясняют, что в случае со счетчиками границы ответственности также разделены: за установку и техническое обслуживание отвечают "Россети Сибирь", а за начисление и оплату – "Алтайэнергосбыт".
Жители продолжают выяснять, откуда берутся рекордные суммы.