Четыре раза за последние несколько лет в Барнауле пересматривали тарифы на проезд в транспорте. "Толк" собрал все "точки роста" и выяснил, когда и как перевозчики меняли стоимость поездки
Перевозчики краевой столицы вновь просят увеличить плату за проезд. Первыми в этом году заявления в администрацию Барнаула подали предприятия, работающие на самых ходовых маршрутках города с нерегулируемыми тарифами. Остальные тоже решили не отставать и выдвинули свои предложения. Если им пойдут навстречу, то стоимость одной поездки увеличится до 40 рублей, а на отдельном маршруте и до 45 рублей. Не самая приятная для пассажиров новость стала поводом разобраться, когда в последний раз меняли тариф на проезд и сколько раз цена уходила в рост за последние несколько лет (с 2019 по 2024 год).
2019 год: 23 и 25 рублей

В качестве отправной точки мы взяли 2019 год. Он стал своеобразным "водоразделом" между относительно спокойным периодом, когда до ковидных ограничений было больше года, а про расшифровку аббревиатуры СВО и последствия санкций с их экономическими и социальными встрясками никто даже и не задумывался.
Итак, 1 января 2019 года запомнилось барнаульцам введением нового тарифа на проезд. Плату за поездку в городских автобусах, трамваях и троллейбусах установили на отметке в 23 рубля, в маршрутках – в 25 рублей. Изменения утвердили и закрепили соответствующим постановлением еще в 2018 году.
Однако уже в сентябре 2020-го вопрос из числа насущных снова вынесли на обсуждение координационного совета по ценообразованию. Как нетрудно догадаться, с просьбой пересмотреть цену билетов в администрацию города обратились сами перевозчики.
Предприятия традиционно сетовали на рост стоимости ГСМ, комплектующих, расходников, энергоносители и т. д. Планировалось, что тариф увеличат на 3 рубля – до 26 рублей на автобусы, трамваи и троллейбусы и до 28 на маршрутки.
2021 год: 28 рублей
В итоге в 2020-м решение приняли в пользу перевозчиков, но для утверждения обновленной тарифной сетки требовалось постановление горадминистрации. С ним торопиться не стали до следующего года.

Цены выросли только с 1 декабря 2021-го, хотя тариф хотели увеличить еще в ноябре. Принятие решения отложили из-за неблагоприятной эпидобстановки. При этом стоимость проезда выравняли для всех перевозчиков и установили на планке в 28 рублей. Причем как по регулируемым, так и по нерегулируемым маршрутам. Между тем билеты за проезд в автобусах, трамваях и троллейбусах, оплаченные через электронный кошелек, обходились всего в 24 рубля, по льготным проездным и того меньше.
Напомним, перевозчики, работающие на нерегулируемых маршрутах, могут самостоятельно устанавливать стоимость проезда. Им достаточно уведомить администрацию города о своем намерении. Что они и делают по сей день.
Немного истории
Кстати, 2021 год отмечен не только ростом стоимости проезда и продолжением "ковидной" экспансии. Он стал началом подготовки к переломному периоду в истории Барнаула – реконструкции моста на Новом рынке. В феврале власти приступили к сбору предложений от населения по схемам движения общественного транспорта.
Параллельно во властных кругах, профессиональном сообществе и среди барнаульцев шла напряженная дискуссия о том, как город будет жить дальше. СМИ "пугали" людей грядущим транспортным коллапсом, власти города прорабатывали варианты решений, как этого не допустить. Словом, тема моста и его строительства постепенно занимала умы людей.
Весной 2022 года проспект Ленина закрыли на реконструкцию путепровода. Началось самое "страшное" – перераспределение транспортных потоков, привыкание к новой реальности и схемам движения общественного транспорта. Жизнь разделилась на до и после закрытия моста.

К слову, масштабное строительство принесло массу перемен. В городе появились особые полосы для автобусов, пересадочные билеты, масса тарифов для регулируемых маршрутов и многое другое. И если выделенки с тарифными предложениями частично остались и после открытия моста (30 ноября 2023 года), то билеты с пересадочным тарифом ушли в прошлое, но могут еще вернуться в будущем.
2023 год: 30 рублей
В 2022 году как бы "под шумок" перевозчики снова напомнили о себе и попросили пересмотреть существующие тарифы на проезд до 32-34 рублей. Профильная комиссия все посчитала и утвердила рост, но "на минималках" – до 30 рублей. Ввести новые тарифы планировали не раньше 2023 года.
Грядущие перемены вызвали бурную дискуссию среди горожан. К тому моменту люди устали от пробок, да и качество общественного транспорта в стесненных условиях города без моста стало вызывать все больше вопросов.
Новые тарифы начали действовать в Барнауле с 1 января 2023-го. Билет за наличку или по банковской карте стал обходиться рядовым пассажирам в 30 рублей. Владельцы электронных кошельков, проездных и льготники традиционно существенно экономили, но только в больших автобусах, трамваях и троллейбусах.
Кстати, в 2023 году горькую "пилюлю" повышения тарифа "подсластили" две новости. Во-первых, с 1 января упразднили тарифные зоны и плата за проезд для жителей ближайшего пригорода уравнялась со стоимостью билета в городе. Во-вторых, краевая столица замерла в ожидании 10 новых трамваев из Белоруссии.
2024 год: 35 рублей

Следующая волна роста цен за проезд накрыла Барнаул уже спустя год. Частные перевозчики повысили тарифы до 35 рублей на ряде нерегулируемых маршрутов. Свои действия предприятия объяснили подорожанием комплектующих и расходников из-за санкций на фоне СВО, ростом цен на ГСМ, зарплату водителям и сотрудникам и т. д.
Остальные подтянулись через несколько месяцев. Координационная комиссия взвесила все за и против и дала добро на рост тарифа для всех. Стоимость проезда для рядовых пассажиров всех маршрутов городского транспорта с 1 мая 2024 года выросла до 35 рублей.
Как выяснилось позже, и этого оказалось мало. Ведь инфляция растет, цены скачут, зарплаты сотрудникам должны увеличиваться, отмечают перевозчики. Аргументы вновь собрали в документ, чтобы подать его в администрацию Барнаула в 2025 году. Ожидаемо двигателями роста тарифов стали предприятия, работающие на нерегулируемых тарифах.
2025 год: 40 и 45 рублей?
Пока о своих намерениях заявили предприятия, обслуживающие маршруты №27, №41, №50, №58, №78. В этих малых автобусах цена билета может вырасти до 40 рублей. В маршрутке №144 она может увеличиться до 45 рублей. Перемены уже не за горами.
- На маршруте №27 стоимость проезда изменится с 22 марта.
- На маршруте №58 – с 24 марта.
- На маршрутах №41, №50, №78, №144 – с 1 апреля.
На днях в мэрии города сообщили, что к властям поступили документы от перевозчиков, которые работают на регулируемых маршрутах. Они также обосновали необходимость увеличения стоимости проезда.
Всего в Барнауле работает 79 маршрутов общественного транспорта. Из них 11 – это маршруты электрического транспорта (восемь трамвайных и три троллейбусных) и 68 – автобусные. Обслуживают маршруты 23 пассажироперевозящих организации. Из 79 маршрутов 64 осуществляются по регулируемому тарифу, 15 – по нерегулируемому.
Таким образом, за последние пять лет стоимость проезда повышалась четыре раза. Общий рост цены поездки по нерегулируемым маршрутам за этот период составил 10 рублей. Со следующим скачком цена билетика увеличится еще на 5 рублей, а на маршруте №144 – на все 10 рублей. Но это только в том случае, если власти города не договорятся с перевозчиками выбрать "золотую середину", как это происходило на протяжении последних пяти лет.
Любопытно, что когда-то цену проезда в Барнауле писали с двумя нулями. Так, вплоть до 1995 года билет на общественный транспорт стоил умопомрачительные для современного пассажира 500 рублей. В 1996 году ее и вовсе повысили до 700 рублей за поездку. Соответствующее постановление за подписью Владимира Баварина (на тот момент глава администрации Барнаула) сохранилось в архиве Электронного фонда правовых документов. В "потрясающие" всё и вся 1990-е годы и не такое было. Правда, после денежной реформы 1998 года лишние нули "испарились".