Метро Барнаула: почему горожане были рады подыграть легенде и нужна ли нам подземка

Выдуманное барнаульское метро продолжает жить в городском фольклоре, хотя самому автору легенда уже наскучила. При этом эксперты по урбанистике считают, что Барнаул имеет право на настоящую подземку

"Если вы не видели метро в Барнауле, это не значит, что его нет. Оно под землей!" Это заявление в духе постиронии памятно многим посетителям сайта городской подземки: 17 лет назад правдоподобную мистификацию со схемами и документами создал барнаулец Данил Чурилов. Из краевой столицы он уже давно уехал и считает, что эту историю пора завершить красиво. Но легенда оказалась живучей – ей до сих пор подыгрывают и даже увековечивают ее в буквах "М" у входов в городские подземелья. "Толк" вспомнил, как вымышленный метрополитен стал частью культурного кода.

А еще "Толк" и журнал "Автограф", подготовившие спецпроект ко Дню города, решили пофантазировать и попросили ChatGPT представить, как могли бы выглядеть барнаульские станции метро, предложив для "вдохновения" некоторые примеры оформления московского метрополитена.

С небес под землю

Если в Барнауле нет метро, то его стоило бы выдумать – так в далеком 2008 году рассудил барнаульский журналист и веб-мастер Данил Чурилов. И выдумал: схему с пятью ветками, 37 станциями, а также постановление Совета министров СССР от 1972 года, подписанное Брежневым и Косыгиным с "добром" на строительство подземки "в ознаменование 102-летия со дня рождения Ленина". Метрополитен торжественно запустили в виртуальную эксплуатацию.

Вымышленное постановление о строительстве метро в Барнауле
Вымышленное постановление о строительстве метро в Барнауле
Фото: Группа Барнаульского метрополитена в ВК

С 2016 года сайт подземки не действует, но сделан он был правдоподобно – с картами, пресс-релизами, информацией о тарифах и вакансиях. Зато осталась одноименная группа в соцсетях, по которой можно восстановить в памяти хронику городской жизни последних лет – настолько пульсировал в ироничных публикациях нерв актуальных событий.

Это были новости о снижении стоимости проезда (когда везде ее поднимали), провалах асфальта на Красноармейском, открытии нового вестибюля на Павловской "со встроенным "Макдональдсом" или о подаренных краевой столице вагонах метро. Примечательно, что подвижной состав Барнаулу любезно пожертвовал Омск – город со своей мифической подземкой.

В отличие от Барнаула в Омске метро начинали строить по-настоящему: работы стартовали в 1992 году, но их прекратили из-за проблем с финансированием и новым взглядом на эффективность такого предприятия для города.

"Сложно ставить целью такого проекта исключительно "шпильки" властям или намеренную насмешку над чиновниками. Они не могут сделать чуда. Что умеют, какими ресурсами распоряжаются – с тем и живем. Это из разряда альтернативной реальности. Но конечно, попутно это выродилось в чистый юмор", – сказал в переписке с "Толком" сам Данил Чурилов.

Скриншот из группы Барнаульского метрополитена в ВК
Скриншот из группы Барнаульского метрополитена в ВК
Фото: Толк

Барнаульцы были "рады обманываться" и активно включались в игру: просили починить кондиционеры, возмущались по поводу сломанных турникетов, назначали встречи у эскалаторов для обмена кабачками, обсуждали интерьеры новых станций, да и просто восхищались метро, которое считали самым лучшим в мире.

Разошедшиеся пути

Не считая небольшого поста в апреле, паблик "молчит" с 2022 года. Данил Чурилов, давно переехавший в Питер и работающий директором по маркетингу в крупной IT-компании, признается: на то, чтобы поддерживать проект, банально нет времени.

"Чтобы быть в контексте барнаульских новостей и тонко отыгрывать их в событиях метрополитена, нужно жить в Барнауле. Или хотя бы очень пристально следить за жизнью города. Качественно "строить метро" – это полноценная работа. Вся прелесть в ньюсджекинге и том, как новости метро ложатся на реальные городские новости. Если бы они выходили сейчас, то, наверное, были бы связаны с тем, как в городе активно все сносят и застраивают – ЦУМ, Речной вокзал, площадь Сахарова", – говорит он.

Схема мифического Барнаульского метро от 2013 года
Схема мифического Барнаульского метро от 2013 года
Фото: Группа Барнаульского метрополитена в ВК

Кстати, даже после опыта жизни в городе с реальным метро Данил уверен: схема барнаульской подземки выстроена идеально. Если что-то и менять, то только прокладывать линии до растущих "спальников".

"Я недавно видел альтернативные варианты схем метро в Барнауле, и это меня немного расстроило. Они непродуманные. Например, линии не являются сквозными – чтобы поехать из спального района в центр, авторы предлагают сделать пересадку. Зачем вы лезете в метростроительство, не понимая логики создания транспортных коммуникаций?" – иронизирует собеседник.

Ожившая подземка: как выглядит изнутри станция метро у Нагорного парка в Барнауле

В краевой столице появилась интересная локация, которую называют барнаульским "метро", а вход в нее оформлен в виде станции подземки. Рассказываем, где это находится и что там посмотреть

И действительно, легенда, которая, казалось бы, изживает себя, то и дело всплывает в повестке: в прошлом году на фестивале стрит-арта в парке "Изумрудный" ей посвятили красочное граффити. А недавно в старом городе появилась бутафорская станция "Парковая" – прямо у входа в подземный тоннель.

"За все это время никто не обращался с предложением реанимировать проект. Но он живёт своей жизнью – уже городские власти подключились, устанавливают арт-объекты по городу. Надо как-то красиво это завершить. Возможно, выпустить книгу по истории барнаульского метро", – размышляет автор легенды.

Сказка — ложь, да в ней намек

То, как легенда о метро стала частью городского фольклора и мифологии, пытаются осмысливать и в научных трудах. На эту тему, например, рассуждает известный в крае филолог, профессор кафедры литературы педагогического университета Александр Куляпин.

"Это забавная вещь, но она вписывается в большой миф о Барнауле. Это ведь очень парадоксальный город: при основании он получил статус горнозаводского – так же, как и Екатеринбург. Ну с Екатеринбургом понятно – он хотя в Уральских горах, а Барнаул-то стоит в степи. Отсутствие реальных успехов по освоению сакрального "верха" и инфернального "низа" компенсировалось появлением легенд о барнаульских подземельях и о метро в частности. Это есть и во многих романах наших писателей. Это важный элемент самосознания обитателей. И если это смешно – не значит, что это поверхностно", – поясняет литературовед.

Да и кто сказал, что мечта о метрополитене не может стать реальностью? Барнаулу с его менее чем 700 тыс. жителей еще далековато до миллионника, но город все же развивается и вполне может стать эдаким сибирским Краснодаром, убежден управляющий парком "Изумрудный" Владислав Вакаев.

"У нашей агломерации – Барнаул, Новоалтайск и прилегающие территории – большое будущее. Оно связано с общей перспективой развития Южной Сибири. У нас есть хороший шанс стать ее логистическим и промышленным центром. У нас большой туристический потенциал. Барнаул – одно из лучших мест для жизни за Уралом с точки зрения климата. А учитывая, что юг России, мягко говоря, переполнен, мы можем быть привлекательными для переезда из суровых северных мест. У нас прекрасная река, бор, чистый воздух, хорошая еда, рядом – великолепный Горный Алтай. У нас большой дефицит промышленных площадок, и заполнение пространства между Барнаулом и Новоалтайском очень важно в этом плане – к тому же за Новым мостом развивается малоэтажное строительство. Я думаю, к миллиону мы сможем подойти. Поэтому прекрасно, что у барнаульцев есть такая легенда, и не надо от этой мечты отказываться".

Скриншот из группы Барнаульского метрополитена в ВК
Скриншот из группы Барнаульского метрополитена в ВК
Фото: Толк

Правда, о мечте пустить поезда под землей, наверное, придется забыть – уж слишком это дорогостоящий проект. Но вариант с наземным метро и развитием легкорельсового транспорта, считает общественник, вполне имеет право на жизнь.

В конце концов, Барнаул – это столица мира. Какая столица без метро?

Подземный рынок: что происходит в самом известном переходе под сердцем Барнаула

Несмотря на то, что метро в краевой столице строить не собираются, своя "подземка" у города есть, и она продолжает жить своей насыщенной жизнью

Новости партнеров
Новости партнеров
Реклама: ООО Автограф ИНН: 2221196429 16+ Токен: 2W5zFHPtWt8