Эксперты подчеркивают: больше нет типичного портрета жертвы мошенников, в зоне риска от действий злоумышленников находятся буквально все
Около 1,5 млрд рублей составил ущерб пострадавших от мошенников в Алтайском крае в 2025 году. Их насчитывается около 7 тысяч человек. Среди жертв – люди, потерявшие жилье и деньги по "схеме Долиной". За два года в регионе зарегистрировали восемь таких случаев, последний – в Бийске в ноябре. О том, на какую "удочку" мошенники ловят даже молодых образованных людей, как доставка букета обернулась потерянным жильем и почему важно вовремя понять, что "ты осёл", поговорили представители правоохранительных органов и эксперты в сфере продажи недвижимости на дискуссии, организованной Союзом риэлторов Барнаула и Алтая и радиостанцией Business FM Барнаул.
"Каждый день у нас в сводке 5-10 случаев и больше. С ущербом в том числе свыше 1 млн рублей", – сказала Марина Дитятева, замначальника контрольно-методистского отдела ГСУ ГУ МВД по краю.
"В ноябре я проанализировал сводки за 20 дней – около 90 таких преступлений с ущербом свыше 100 тыс. рублей, то есть каждый день – 3+", – поддержал коллегу прокурор Егор Шишов.
Кейс 1: доставка цветов в Бийске
7 ноября в Бийске 33-летней женщине пришло сообщение, что ей оформлена доставка цветов, и, чтобы их получить, нужно сказать код. С этого началась история, которая привела к тому, что девушка в кратчайшие сроки продала квартиру, снизив цену с 2 млн до 1,2 млн рублей. Под действием мошенников. Позже, при расследовании, обнаружилась дополнительная "изюминка" – покупателем стала жена директора агентства недвижимости, к услугам которого прибегла женщина.
"В этот момент возникают логичные вопросы – а не заинтересованы ли риелторы в скупке таких дешевых квартир, не вникая в причины, по которым люди их продают? Такие моменты следователь копает глубже на предмет умысла – не прямого, но сопутствующего", – рассказала Марина Дитятева.
Кейс 2: участие в "спецоперации по поимке"
Пожилая женщина продала квартиру молодой семье, которая оформила для этого ипотеку и использовала маткапитал. Риелторы, к слову, запрашивали у пенсионерки не только справку из психдиспансера, но и водили на профосмотр, что потом очень пригодилось им для защиты интересов покупателей в суде.
Позже выяснилось, что к пожилой продавщице затем трижды по ночам приезжал какой-то человек в камуфляже с закрытым лицом, забирал деньги якобы на проведение спецоперации по поимке "черных риелторов" и даже давал какие-то расписки. Но сама сделка купли-продажи квартиры состоялась. Проводилась экспертиза, которая показала, что пенсионерка хоть и была под влиянием мошенников, но отдавала отчет в своих действиях.
Эту историю рассказал Анатолий Захаров из АН "Города": "Бабушка потеряла деньги и жилье, но интересы молодой семьи мы отстояли".
Он же рассказал, что агентству удалось предотвратить еще две мошеннические сделки. В одном из случаев с женщиной-продавцом, которой около 35 лет, сначала долго разговаривала риелтор, потом директор агентства, затем вызвали патруль, который отвез ее к следователю в РОВД, и она еще там провела длительное время. "Она до последнего была уверена, что мы разыгрываем спектакль. Но через два дня пришла, сказала спасибо", – рассказал Анатолий Захаров.
"Давят на страх"
Больше нет типичного портрета жертвы мошенников, подчеркивают эксперты. "Риску могут быть подвержены буквально все. Возраст, образование не имеют значения", – рассказала Елена Губанова, следователь контрольно-методического отдела ГСУ ГУ МВД края.
"Раньше схема была, грубо говоря, рассчитана "на дурачка" – плоская, примитивная. Бабушка соглашалась – и всё. Сейчас же в число пострадавших активно добавляются молодые люди с высшим образованием – за счет страха, в который их повергают мошенники. Главный способ – сказать, что деньги с их счетов пойдут на поддержку вооруженных сил Украины. Они боятся уголовной ответственности", – дополнила Марина Дитятева.
Один из распространенных способов, когда звонит якобы представитель госструктур (тут вариантов много – Росфинмониторинг, МВД, ФСБ и т. д.) и сообщает, что взломана учетная запись на "Госуслугах", с ее помощью на человека оформлены большие кредиты, которые пойдут на помощь ВСУ. Соответственно, говорят человеку, к нему скоро придут правоохранители, а деньги с имеющихся счетов нужно срочно спасать и перечислять их на безопасный счет.
"Потерпевший, будучи зомбированным, скидывает все деньги, а потом еще и квартиру продает. И мы сейчас все сидим и думаем, как на это можно повестись. Но мы ежедневно фиксируем от 5 случаев и больше", – сказала Марина Дитятева.
"Безопасный счет" – красный флаг, "звонок", который указывает на мошенников.
"Это ключевой маркер, на который нужно реагировать. Подводки к этому сценарию могут быть разные: подключение домофона, звонок из поликлиники, от инспектора ФНС, правоохранителей и т. д. Но всё сведется к этому – вам якобы нужно обезопасить ваши денежные средства", – подчеркнул Егор Шишов.
Под флагом "борьбы с ужасным"
При этом мошенники – очень опытные психологи, у них отработаны алгоритмы ведения клиента, системы возражений, методички по ответам на любые вопросы. Со случаями, где статусные пострадавшие и крупные суммы, как в ситуации с той же квартирой Ларисы Долиной, работают целые команды, и человека могут "обрабатывать" месяцами лжепредставители самых разных "органов", предлагая самые достоверные сценарии.
"В этом году был случай, когда бабушка с дедушкой готовы были ответить вообще на все вопросы – и отвечали! Мошенники не "отпускают" – люди меняют телефоны, сим-карты – и всё под соусом борьбы с чем-то ужасным", – рассказал Егор Шишов.
"Как охарактеризовать человека, который передал сумму, равную двум годовым его зарплатам, просто потому, что думал, что помогает спецслужбам и ему дважды поморгали фонариком в окно? Если ты хочешь родине послужить, сейчас есть много возможностей!" – посетовал Александр Кислых, замначальника управления кибербезопасности ГУ МВД по краю.
Очень наглядный пример привел Александр Решетка, начальник службы экономической безопасности Альфа-банка в Барнауле:
"Наши клиенты – пожилая пара, оба за 70 лет, она – бывший сотрудник силовых структур – пришли в отделение банка в Бийске за кредитом в 1,5 млн рублей якобы для покупки автомобиля. Наших сотрудников насторожило, что такая сумма нужна для приобретения не очень хорошего автомобиля, уговорили их пойти подумать. Они пришли на следующий день, стояли на своем. Мы просили контакты родственников – был глухой отказ. Хорошо, что их сын – руководитель крупного предприятия, фамилия на слуху. Мы нашли его контакт, позвонили сыну, благо, что он адекватно отреагировал и помчался в Бийск. Так что крупную сумму мы сэкономили".
Елена Губанова рассказала, что молодого человека около 6-7 часов без перерыва держали на телефоне, за это время он съездил в несколько точек и через банкомат перечислил мошенникам деньги.
Жителя одного из райцентров убедили поехать в Рубцовск, где стоит банкомат Альфа-банка, чтобы перевести 1 млн рублей. "Он рассказывал потом, что только когда вставил карту и увидел на экране приветствие, понял, что "на меня взглянул осёл". Его имя и отчество на экране стали триггером, который показал, что его чуть не оболванили", – рассказал Александр Решетка.
Как понять, что человека "ведут"
Правоохранители рассказали риелторам, по каким признакам понять, что человек находится под влиянием мошенников.
- Состояние человека. Он в любом случае взволнован и переживает, как бы ни пытался это скрыть.
- Он хочет продать имущество срочно.
- Он готов продавать значительно дешевле рыночной стоимости.
- Постоянно говорит или переписывается по телефону.
- Категорически не дает связаться с родственниками, апеллируя к тому, что он "сам взрослый человек и принимает решения".
- Не имеет другого жилья.
Это также может быть, например, отказ от видеофиксации сделки. "Нотариус вправе вести видеофиксацию, если стороны не возражают. Но если возражают, это уже настораживает и нотариуса, и все стороны", – привела пример Оксана Агеева, руководитель Нотариальной палаты Алтайского края.
Она же сказала, что не нужно стесняться задавать дополнительные вопросы, запрашивать всю имеющуюся информацию о продавце и объекте недвижимости.
"Я вас уверяю, что как только мы начинаем задавать вопросы и проверять, жертвы мошенников уходят. Мы работаем на передовой, наша задача – включить у жертвы мошенников критическое мышление", – отметила Агеева.
"Конечно, такие преступления несут серьезную общественную опасность. Пусть в крае только 8 случаев с квартирами, но в большинстве из них у людей это было единственное жилье. Это, конечно, поломанные судьбы", – резюмировала Елена Губнова.