Дом есть, а в кадастре его нет. Дорога была, а теперь там чужой забор. Участок зарегистрировали, но он бесследно исчез из реестра. Это не сюжет для триллера, а реальность жителей барнаульского СНТ
Живописное место прямо на берегу Оби. Аккуратные домики, утопающие в зелени. Идеальный баланс между уютом цивилизации и спокойствием природы. Казалось бы, живи и радуйся. Однако битва за квадратные метры, развернувшаяся в одном из барнаульских СНТ близ поселка Ерестного, расколола соседей на враждующие кланы. В чем причина раздора и почему некоторые жители боятся, что их дома могут исчезнуть с кадастровой карты, – в материале "Толка".
Ошибка при межевании?
Николай и Марина живут по соседству уже почти два десятилетия. Однако долгие годы их общение сводилось к тому, что сейчас называют "small talk" – мимолетным "здравствуйте" через забор, поздравлениям с праздниками и обсуждению погоды. Все изменилось, когда их общие соседи решили "уточнить границы участка".
"Наши дома находятся на берегу Оби. Можно сказать, что у обрыва. Место поистине живописное. И наши семьи – единственные, которые проживают там с начала существования садоводства, еще с 70-х годов. За это время никаких проблем с соседями не возникало. Необходимости продавать участки у нас не было, поэтому мы их не приватизировали. При этом земля находится у садоводства в бессрочном праве пользования, а мы, в свою очередь, являемся землепользователями. А на тот случай, если участок необходимо выделить в собственность, существует определенная процедура. По сути, проводятся кадастровые работы, определяются границы участка по заборам, и садоводство отказывается от этих квадратных метров", – рассказывает Николай.
При этом, как поясняет мужчина, площадь участка, как правило, совпадает с той, что уже зафиксирована в документах садоводства, ведь именно от нее зависит сумма членского взноса.
Несколько лет назад одна из соседок Николая и Марины решила выделить свой участок в собственность, прошла эту процедуру, а через некоторое время продала землю и дом. Спустя два года новая владелица решила уточнить границы своих владений.
"Изначально участки шли вдоль обрыва, но после оползня берег обвалился, и некоторые садоводы покинули свои места. В 2009 году кадастровые инженеры фирмы "Агростройинвест" проводили определение границ садоводства по фактическому землепользованию. При этом произошла ошибка – дом Марины "забыли" включить в общую границу. Полагаю, это случилось потому, что в свое время берег рядом обвалился, и получилось так, что ее дом оказался немного в стороне от других. Хотя по старым документам эта земля – часть садоводства, и участок физически существовал и использовался десятилетиями. Из-за этого ее земля в кадастре оказалась как бы ничейной", – рассказывает Николай.
С 2009 года новая граница садоводства проходила вдоль участков, прилегающих к берегу. Николай и Марина отмечают: заборы садоводческих наделов всегда шли немного наискось. Однако новых собственников того самого проданного участка это не устроило.
"Кадастровый инженер составила межевой план, в котором утверждалось, будто бы забор здесь исторически шел строго по прямой. Это было подано как "уточнение границ" и "исправление кадастровой ошибки" – якобы, по реально существующим ограждениям, которым больше 15 лет. На самом деле никакого забора никогда не было, там всегда проходила общая дорога. Получилось, что все участки стоят вровень, а их почему-то выдвинут вперед. Но, возможно, никто на это не обратил бы внимания, если бы они не провернули это снова", – говорит Николай.
По словам мужчины, в этот раз пострадала не "общая" земля садоводства, а его участок. Принцип тот же – уточнение границ по прямой линии.
"Мой участок имеет форму, похожую на молоток. И вот его "рукоятку", которая граничила с их землей, просто отрезали. Аргумент был тот же, якобы там раньше был забор и новые границы просто исправляют допущенную в межевании ошибку. Причем которую почему-то не увидели в прошлый раз. Но никакого забора никогда там не было, это всегда была часть нашего участка", – возмущается Николай.
Попытки выйти на конструктивный диалог с соседями, по словам мужчины, не увенчались успехом.
С места – в обрыв
Однако Николай – не единственный, у кого натянутые отношения с этими соседями. Не смогла с ними найти общий язык и Марина. По словам женщины, соседей не устроило то, что к своему дому она ходит вдоль их участка.
"Несмотря на то, что там изначально была дорога общего пользования, они стали перекрывать проход: установили заборы, завалили дорожку стройматериалами. Получается так, что ходить мне негде: с одной стороны – заборы, с другой – обрыв", – рассказывает Марина.
Как поясняет женщина, соседи отрезают ей прямой путь, заставляя пользоваться для прохода другим ее участком. Однако тот надел находится в долевой собственности: одна его часть, где нет другого прохода, принадлежит Марине, другая – ее родственникам. В итоге споры в мессенджерах вылились в реальную потасовку.
"Все произошло в начале прошлого лета. Я проходила мимо, когда женщина, проживающая в этом доме, схватила меня и потащила к обрыву, угрожая убийством. Есть свидетели, которые прибежали на шум, но в возбуждении уголовного дела нам было отказано", – сетует Марина.
Чтобы легализовать свой исторический надел, женщина в начале 2025 года официально поставила его на кадастровый учет. Ее участок наконец появился на карте, но вскоре вновь почему-то с нее исчез. Николай утверждает: все из-за акта согласования, который появился в межевом плане.
"Мы сомневаемся в подлинности второго листа документа. Кроме того, мы уверены, что пожилую председательницу СНТ ввели в заблуждение, не показав ей схему изменений, и получили ее подпись на акте согласования. После наших претензий участок Марины все же вернули на кадастровую карту. Но где гарантия, что он не исчезнет с нее снова?" – говорит он.
Границы участка Николая остаются урезанными на кадастре. Участок Марины формально восстановлен, но доступ к нему физически блокирован. Сейчас они объединились, чтобы добиться справедливости: вернуть законные межи всех участков, обеспечить свободный проход по дороге общего пользования и привлечь к ответственности соседку за инцидент на обрыве и кадастрового инженера, который проводил уточнение границ.
Часть этих вопросов они пытаются решить через суд. Кроме того, были написаны заявления в прокуратуру и обращения в Росреестр. Однако пока результата это не принесло.