С 1 сентября в законе уточняются запреты на ведение бизнеса в садоводствах, но владельцы саун и автомастерских не спешат сворачивать деятельность, несмотря на нескончаемые жалобы соседей по СНТ
В стране вновь заговорили о запретах открывать бани, гостиницы и автосервисы в границах СНТ – 1 сентября вступили в силу поправки в федеральный закон о садоводстве и огородничестве, которые уточняют ряд положений. В барнаульских садоводствах новость уже вызвала шок у коммерсантов, но они не спешат сворачивать свой бизнес, который успел стать предметом многих судебных разбирательств и "войн" между соседями. Садоводы по-прежнему жалуются на шумные алкогольные вечеринки и "перепроизводство" мусора. Бизнесмены тем временем говорят, что просто пытаются зарабатывать на жизнь, и на своей земле имеют на это полное право.
Что меняется
Новость о том, что с 1 сентября в России появляется запрет на ведение бизнеса на дачных участках, опубликовали многие федеральные СМИ и юридические порталы.
Речь шла о деятельности банных комплексов, гостиниц и хостелов, складов, мастерских, питомников и других коммерческих объектов, соседство с которыми попортило крови многим обычным садоводам.
При этом уточнялось, что продавать часть урожая дачникам по-прежнему разрешено, но это должны быть излишки, а не произведенные в "промышленных" масштабах овощи и фрукты.
Впоследствии "Парламентская газета" опровергла появление принципиально новых запретов: зампред аграрного комитета Госдумы Юлия Оглоблина отметила, что речь идет о синхронизации отраслевых законов и уточнении некоторых действующих положений. И что общественные сауны и автомойки на территориях СНТ вообще-то запрещены как минимум с 1 января 2019 года.

Тем не менее информационная волна напугала многих коммерсантов и стала поводом еще раз обсудить непростую тему. Тем более что сауны и автомойки из СНТ никуда не делись и по-прежнему провоцируют соседские "войны".
Пар коромыслом
СНТ "Мичуринцев" и "Фиалка" за "Ашаном" – одни из самых показательных в этом смысле: в импровизированные "курортные зоны" там превратились целые улицы.
"Как бы хорошо было, чтобы их всех отсюда поперли! Это невозможно. Как выходные – так пьянки, гулянки. Люди очень недовольны, настроили заборов высоких. И вы понимаете, как получается: они как-то к нам подключены, но у них электричество идет на счетчики на улицу. А мы приезжаем весной – а у нас долги миллионные за свет!", – говорит садовод Нина Павловна.
"На каком основании они работают? Почему наша администрация это разрешает? Какая нагрузка идет на сети, и сейчас с нас, садоводов-пенсионеров, взяли деньги, чтобы поставить трансформатор! В этом году я плачу за свой участок и членских, и целевых взносов 27 тысяч! Это как? Раньше было максимум 7-8 тысяч! Второй момент: они сливают отходы из бань. Такая вонь стоит весной!" – добавляет другой садовод Александр Романович.
О коммунальных проблемах в дополнение к хмельным вечеринкам говорят и председатели. Предметом раздора чаще всего становится мусор, которого коммерческие предприятия производят в несколько раз больше.
Расход электроэнергии у обычного садовода и владельца условной автомойки также несоизмерим. При этом тарифы в СНТ гораздо более привлекательные, чем в городской черте.
"Электричество они оплачивают по счетчику. Но по тарифу садоводов. А он у нас, как в сельской местности – 4,89 рубля. С оплатой проблем нет. Воду берут из своей скважины. Но надо проверить, как у них с канализацией – сами понимаете, садовая земля, куда они все это девают? Шибко не заметил, что к ним ассенизаторы приезжали", – говорит председатель СНТ "Трансмаш" Павел Бециву.
Борьба без результата
Со своими жалобами дачники в Барнауле доходят до прокуратуры и до суда. В этом их часто поддерживают и председатели СНТ, но результата удается добиться далеко не всегда.
"Один банный комплекс у нас уже есть. Сейчас строят второй. Садоводы, конечно, против, но мы не знаем, как к этому вопросу подступиться. Пробовали через прокуратуру – эффекта ноль. Как работали, так и работают. Владельцы второго комплекса приходили, спрашивали разрешения. Я им, естественно, его не дал. Хочу на общее собрание этот вопрос вынести. Они говорят, что разрешение какое-то взяли. Я говорю: "Будьте любезны, предоставьте, посмотрим, кто вам его дал, потому что земли садоводческие". Но они обычно втихушку строятся, а потом уже по факту – оп – и баня", – рассказывает Бециву.

"Их бы, эти запреты, ввели бы еще лет 15 назад – тогда, может, этой деятельности было бы гораздо меньше. Сейчас искоренить все это в судебном порядке – очень долгая история. У нас был случай: мы судились два года, чтобы приостановить деятельность базы с банями", – добавляет председатель СНТ "Дружба" Михаил Комаров.
В уже упомянутом СНТ "Мичуринцев" в 2024 году был громкий судебный процесс вокруг банного комплекса "Барвиха", который закончился победой дачников. Суд первой инстанции, а затем и апелляция постановили запретить деятельность комплекса. Однако, судя по городским справочникам и вывескам, баня благополучно работает. Правда, дверь корреспондентам "Толка" никто не открыл.
Александр Безденежных, председатель СНТ "Ракета", которое также в силу своей географии стало лакомым местом для коммерсантов, уверен: в законе не хватает конкретных рабочих механизмов для пресечения деятельности таких объектов. Кроме того, ограниченный бюджет садоводств не всегда позволяет инициировать судебные разбирательства.
"Нужно грамотно предъявить иск. К чему? Устав "Ракеты" юрлицо может и не нарушать. А законодательство – да. Поэтому здесь наши местные органы власти должны это дело урегулировать своими указами. Они должны расшифровать действие федерального закона – кто это будет пресекать, кто заявления писать, как реагировать суды. Попробуй докажи, что коммерсанты разрушают нашу инфраструктуру – например, дороги, по которым они ездят. Это должна быть работа местных органов власти. Конечно, вместе с садоводами – нужно собираться и беседовать", – рассуждает Безденежных.
Закон также предусматривает ответственность за нецелевое использование земельного участка. Но это штрафы: физлицам назначают его из расчета 0,5–1% от кадастровой стоимости участка, но не менее 10 тыс. рублей. Для юрлиц нижний порог начинается от 100 тыс., или до 2% от кадастровой стоимости.
"Сама вложилась – сама пашу"
Владелица автомойки в СНТ "Мичуринцев" Юлия Чумакова, единственная из всех предпринимателей, с кем "Толку" удалось поговорить на месте, подтверждает: по сути, она и ее коллеги отделывались одними штрафами.
"До ковида как было: они [представители районной администрации] в конце декабря или в начале января прямо вот так проходили [по улице], выписывали нам штрафы 10-15 тысяч и забывали про нас. Я согласна это платить. Соберите с нас штрафы – и будем мы дальше спокойно жить", – говорит предпринимательница.
Юлия объясняет, что сама проживает на территории садоводства: как и обычные дачники, держит для себя грядки, теплицы. Открыть в дополнение к этому востребованный бизнес прямо на своем участке было очень удобно. Собеседница уверяет: все налоги и членские взносы платит исправно. Водой пользуется из собственной скважины, так как в общем водозаборе нет фильтров, что не подойдет для мойки машин.

Новость о возможном ужесточении запретов, по словам Юлии, повергла бизнесменов садоводства в шок:
"Я никому не мешаю, у меня шума нет. С восьми до восьми работаю, яма своя, откачка работает. Я никуда не лезу, за все плачу. А сейчас я сижу как на пороховой бочке – что делать, не знаю. И закрываться тоже страшно – у меня зарегистрировано ИП, мне надо доработать до пенсии. Мне сейчас 53 года – куда я пойду? Построилась в свое время, вложила деньги – сама и пашу. Все в шоке".
К слову, непримиримую позицию по отношению к "банщикам" и автомойщикам занимают не все рядовые садоводы. Некоторые также рассуждают в духе "каждый крутится, как может".
"Их тоже можно понять – люди деньги вложили. У нас ведь еще законы такие – сегодня можно, завтра нельзя. Всем хочется заработать – время-то тяжелое. Я тоже бы хотел сдавать домики. Отдать бы в аренду и не работать – а почему нет?" – рассуждает владелец дачи Андрей.

Взгляд юриста
Руководитель краевой общественной организации "Единый правовой центр садоводов и жителей сельских поселений" Марина Телегина также полагает, что закону о запрете на коммерческую деятельность в СНТ нужна четкая правоприменительная практика. По ее словам, массово закрыть действующий бизнес и снести те же сауны действительно сложно. В идеале коммерсантам нужно официально "отмежеваться" от садоводства, но для этого нужно положительное решение общего собрания.
"Самое основное – земли находятся в границах СНТ. А значит, это должно быть решение общего собрания – о реорганизации, например. Есть же примеры по России, когда идет раздел садоводств. Но это должно быть общее решение по выделу этих земель, нужны обоснования. Но коммерсанты сами не захотят этого – им же это невыгодно. И я думаю, им еще и не дадут. СНТ это тоже невыгодно – зачем отдавать свои территории? Это же членские взносы, за счет которых садоводство существует", – рассуждает Марина Телегина.
Кроме того, продолжает эксперт, бизнес теоретически может воспользоваться законной лазейкой для легализации в границах СНТ.
"Это новый закон о проведении эксперимента по предоставлению услуг гостевых домов. Он в принципе позволяет открывать такие объекты на территории СНТ. Закон одобрен 4 июня 2025 года. Алтайский край тоже вошел в этот эксперимент, поэтому наши местные предприниматели ждут разъяснений. Некоторые рекомендации уже предоставил "Консультант плюс"", – продолжает Телегина.

В остальном у членов СНТ остаются те же механизмы борьбы – это жалобы и судебные иски в зависимости от выявленных нарушений, например, по поводу шума, пожарной опасности, несанкционированных сливов.
Однако, судя по "непотопляемости" банных комплексов, стоимость абонемента на отдых в парилке легко отобьет многие штрафы.