"Пельмешка" у "Сотого": памятные здания "советского" Барнаула – что с ними стало

"Пельмешка" у "Сотого": памятные здания "советского" Барнаула – что с ними стало
"Пельмешка" у "Сотого": памятные здания "советского" Барнаула – что с ними стало Фото: Анна Меньшикова

Многие здания столицы края были своего рода ориентирами для жителей. Сегодня часть из них потеряла свое "географическое" значение

"Мы встречаемся у "Сотого" гастронома, подберем тебя у "Горбатого", а потом двинем к "Ярославне", – еще лет 30 назад такая фраза не смутила бы ни одного барнаульца. У жителей города были свои топографические коды – здания и объекты, по которым они ориентировались в городе и с которыми у многих связаны яркие, трогательные воспоминания. К 290-летию Барнаула "Толк" вспомнил некоторые из таких знаковых объектов, посмотрел, как они выглядят сейчас, и спросил у барнаульцев, что они помнят о них.

 

Дом, где сейчас расположен магазин "Красный", – настоящая история Барнаула. Большой комплекс зданий на пересечении современных ул. Гоголя и пр. Ленина построил купец первой гильдии Иван Поляков в начале 1900-х годов. К концу XX века здесь прочно "поселился" магазин, который за цвет здания все называли "Красным". Позже народное наименование стало официальным. 

В советские годы и в 1990-х годах это был огромный, расположенный буквой "Г" на двух этажах магазин с десятками непродуктовых отделов. Здесь покупали верхнюю одежду, брендовые часы, технику, обувь и многое другое. 

Ветшавшее здание отреставрировал барнаульский предприниматель Игорь Зимин. Он же изменил интерьер внутри. 

Книжные

Их в Барнауле было несколько, и знали их практически все. Был Дом книги на пр. Ленина у краевого суда, сейчас там Дом обуви. Был магазин "Слово" на ул. Малахова, известный всем по расположенным около него барельефам вождей революции. Был большой отдел на пл. Октября. Были букинистические магазины.

"В "Подписные издания" заходили пооблизываться. Вообще, и в других книжных в советское время чего-то эдакого было не купить. Например, в конце 1980-х Алтайское книжное издательство издало Ремарка, он шел "на ура", но не помню, был ли он в книжных магазинах, – рассказывает Сергей Тепляков. – В 1989 году я в "Букинисте" купил альбом "Бородино" – роскошное издание к 175-летию сражения. Книга и так была дорогая, 20 рублей, но до обычных книжных она так и не дошла. Ее продавали или между своими, или вот так – через "Букинисты", сколько-нибудь "накрутив". Я, по-моему, купил ее за 50 рублей, это были хорошие деньги. Сейчас посмотрел в интернете – этот альбом можно купить за 600 рублей.

Вокруг "Букиниста" вились разные "жуки" – книги, как и пластинки, были тогда предметом статусным. Я в Доме книги купил двухтомник Марины Цветаевой, шел с ним по городу, и люди спрашивали меня, где я купил и есть ли там еще. Вообразите это сейчас!"

Почти детективные истории про книжные рассказал Дмитрий Негреев: "Я еще помню, когда главный книжный магазин города находился в доме по адресу: Ленина, 28. Он, кажется, назывался  КОГИЗ и был двухъярусный – с высокими стеллажами, лестницами и стремянками.

Потом в этом помещении открыли фотостудию "Алтай", где можно было сфотографироваться не только на паспорт или, скажем, партийный билет, но и всей семьей для семейного же альбома.

"В начале 70-х, кстати, в "Алтае" подпольно делали гибкие пластинки на открытках, так называемые музыкальные сувениры. Продавали их для того времени жутко дорого – за 1,5 рубля. И это всего за одну песню! С одной из таких пластинок началось наше с Артемом Кудиновым путешествие по безбрежному морю рок-музыки. Записана на ней была страшно популярная тогда песня Пола Маккартни Mrs Vanderbilt. Те, кто постарше, помнят. А на месте фотостудии теперь, кажется, банк", – рассказывает Дмитрий Негреев.

Именно тот книжный в начале 1970-х переехал в дом напротив и стал называться "Дом книги".

"Книг там было много, но купить было нечего, если не считать материалы многочисленных съездов КПСС. Правда, к праздникам продавали так называемые подарки: хорошая книжка, открытка, какая-нибудь неликвидная книжка. И все это перевязано ленточкой. Помню, однажды я так купил сборник Шукшина "Беседы при ясной луне", – рассказал Негреев.

Салон новобрачных

Пр. Ленина, 96б.

Во времена всеобщего дефицита здесь можно было купить ценные вещи к свадьбе, писал в Facebook Сергей Тепляков. Правда, попасть сюда можно было только с приглашением: их выдавали во Дворце бракосочетаний после подачи заявления о вступлении в брак. Или по блату.

"В 2000-е народ усердно женился — так что этот салон сосуществовал с еще одним, буквально через дорогу. А теперь тот салон, через дорогу, закрылся. Там теперь пивнушка", – написал Тепляков.

Его подписчики вспоминали, что покупали там дефицитные товары: белые свадебные босоножки, югославские туфли, две импортные сумочки. А кто-то умудрился там приобрести чешские туфли к школьному выпускному.  

Геннадий Шейда написал, что после подачи заявления в ЗАГС купил в салоне чешский костюм на свадьбу: "Помню тот костюм до сих пор. Да и как не помнить? До этого носил костюмы только горно-алтайской фабрики".

Конечно, этими 10 объектами перечень знаковых объектов еще советских времен не исчерпывается. Жившие тогда барнаульцы помнят и "Сыры Алтая" у кинотеатра "Россия", и "стекляшку", и "Горбатый" на пр. Социалистическом, и магазины "Старт" и "Смена".

Большинство из тех зданий сегодня утратили свое "топографическое" значение. И сегодня у жителей города появились совсем другие ориентиры.

 

Новости партнеров
Новости партнеров

Адрес сотого Ленина 56

а три тысячи лет назад встречались около баобаба и подбирали и охотились на животных. сколько можно за эту древнюю рухлядь цепляться. мало того что городишко так себе так и еще современных застроек почти не ведется

Лента новостей