"Лечите, у меня ковид": барнаульцы с "боями" ищут правду о своих болезнях

Главный редактор, Общество, 6:04, 30.09.2020
Фото: Анна Меньшикова

Осенний всплеск заболеваемости создал огромные очереди в поликлиниках: врачи, которые тоже заболевают, принимают десятки человек в день, среди которых есть и очевидные носители симптомов COVID

Во взрослых поликлиниках Алтайского края — аншлаг со всем вытекающим "дурдомом", добиться направления на КТ – нередко дело везения с терапевтом и собственной настойчивости. Скорые без остановок везут на КТ в Диагностический центр тех, кто в поликлинику идти уже не в силах, люди стоят в очереди, в том числе на улице. В детских поликлиниках запись к педиатрам закрыта на неделю вперед, сложно просто взять справку, чтобы выйти в школу после ОРВИ. Об этом говорят рассказы читателей "Толка", опыт журналистов редакции, наших родных/знакомых.

Небывалый всплеск заболеваемости ОРВИ, куда "затесался" и не всегда диагностируемый коронавирус, вновь создал условия, при которых система здравоохранения работает на пределе своих возможностей и оставляет порой недовольными и пациентов, и медиков. "Толк" рассказывает несколько доподлинно известных нам историй, хотя бы в первом приближении показывающих, как сейчас работает система. Все случаи — из Барнаула.

История 1. То ли был ковид, то ли нет

Барнаулец Константин хотел поехать к родителям и решил сдать тест на коронавирус в частной клинике. Но вскоре ему стало нехорошо: ломило суставы, была слабость, пот лился градом, прыгала хоть невысокая, но температура и начался кашель. Он пошел в поликлинику. С симптомами к врачу можно было попасть только через фильтр. Стоять в очереди пришлось более полутора часов. На улице еще было тепло, и большую часть времени удалось прождать хотя бы не в помещении.

Его приняли две совсем юные девушки – врач и медсестра. Он даже поинтересовался, не студентки ли. Они сказали, что нет, и добавили: "Просто работать в фильтре желающих мало".

Девушка послушала Константина, сбегала в соседний кабинет за советом к другому врачу, еще раз послушала. И сказала, что нужно на КТ. "Вам позвонят, когда идти". А пока прописала противовирусные и… самоизоляцию. Назначение было напечатано на узкой полоске бумаги и, по наблюдению мужчины, выдавалось всем.

По поводу направления на КТ не звонили. Заполучить его удалось после многократных звонков в поликлинику по нескольким телефонам. "Ну что вы так переживаете — у вас только средней тяжести ОРВИ, а у людей тяжелее случаи есть", – сказала врач на вопрос о том, почему талон на дату через неделю.

Потом началась эпопея с поиском результата анализа. В частной клинике сообщили, что предварительный результат положительный, его отправили в Роспотребнадзор, и "теперь ваше общение должно продолжаться с ними". Как выяснилось позже, клиника в любом случае должна была предоставить результат анализа. Но неопытный Константин этого не знал и фактически два дня, включая выходной, потратил на то, чтобы найти "концы", обзвонив минимум с десяток телефонов, по которым его направляли по кругу, отфутболивая от одних к другим.

"Например, по номеру горячей линии Роспотребнадзора, который мне обозначили как номер выходного дня, меня сначала отправили в Центр эпидемиологии, а в понедельник по нему ответили: "Вахта". Еще один номер вроде бы был лаборатории Центра гигиены, но там хронически никто не брал трубку. В итоге мне помогла сотрудница этого ведомства из какого-то другого отдела, которая просто вошла в мое положение", – рассказывает мужчина.

На пресс-конференции 28 сентября замруководителя Роспотребнадзора края Ульяна Калинина сообщила, что все горячие линии ведомства работают и приняли уже более 12 тысяч звонков. Они могут быть заняты, так как специалист дает консультацию другому пациенту. Нужно набирать повторно, посоветовала она.

Ему важно было знать, какой у него результат, чтобы понять – идти ли на работу ему и его жене. На его возмущенный вопрос: "То есть я, не получив второго результата, могу завтра идти на работу?!" – по одному из телефонов ему ответили: "Получается, что так!"

В результате звонков и общения с директором частной клиники удалось получить официальную бумагу с результатом "не обнаружено".

На КТ он пошел через неделю после приема у врача — по талону. С направлениями из поликлиники принимали через отдельный вход, и очередь была небольшой.

Сейчас в крае делают свыше 550 КТ-исследований ежесуточно на пяти аппаратах, из которых два – в Диагностическом центре. По сравнению с летом число КТ-диагностики выросло кратно. "Все это результат развития эпидпроцесса", – сказал министр здравоохранения края Дмитрий Попов.

Исследование обнаружило у Константина воспаление в одном легком по типу "матового стекла" вирусного происхождения. Он к тому времени пропил сильное противовирусное средство, чувствовал себя заметно лучше и только подкашливал, считает, что первый его анализ в клинике был верным.

В поликлинике, узнав результат КТ, сказали, что с ним обязательно свяжется специально выделенный для этого доктор. И врач действительно перезвонил на мобильный — выяснил все симптомы, расспросил про результат КТ, прописал два сильных антибиотика. Теперь ему звонят каждый день и интересуются самочувствием.

История 2. Ворвалась женщина с воплем:  "У меня ковид"

Виктория почувствовала, что заболевает в субботу, в воскресенье "накрыло" уже основательно, и она сразу начала лечиться.

"Но мне нужен был больничный, и в понедельник я стала звонить в регистратуру. Безуспешно проведя на телефоне несколько часов, я отправилась туда сама. С температурой!" – рассказывает женщина.

В регистратуре ей сообщили, что талонов в фильтр-бокс уже нет, а это было около 11 утра, и могут предложить только нулевой талон к дежурному терапевту с 15.00 до 19.00.

"Мне в некотором смысле повезло — я приехала в поликлинику повторно к 16.30 и попала между двумя волнами больных, всего 20 минут ожидала приема. После меня набежало человек 15", – рассказывает Виктория.

Терапевт принимала ее ровно четыре минуты — переписала в карту то лечение, которое ей описала пациентка, и дополнительно прописала только антибиотик.

Женщина оформила больничный и сразу взяла талон на пятницу, чтобы его закрыть. За неделю лечения ей стало лучше. А в четверг ей позвонили и сказали, что врач заболел, и талон "сгорел".

В пятницу она пришла к 8.00, ей дали нулевой талон к другому терапевту. Больничный она закрыла глубоко после 11.00. "Очередь состоит из тех, у кого талоны по времени, тех, у кого нулевые, и блатных. По факту двигалась только часть очереди из блатных", – иронизирует Виктория.

"Апофеозом стало появление женщины, которая ворвалась на участок с воплем: "У меня ковид!" Оказалось, у нее по КТ двусторонняя пневмония и все симптомы коронавируса. А на вопрос, какого черта она пришла на участок, та ответила: "Лечите меня!" На замечание, что она может всех заразить, она ответила, что ей все равно. На приеме у врача в этот момент сидел полный мужчина с диабетом. У него началась истерика. Люди были в бешенстве!"

Когда Виктория зашла в кабинет и врач захотела распечатать запись о приеме в карту, сломался принтер: "Терапевт посмотрела на меня грустно и говорит: "Видите, даже техника не выдерживает!" Это был финальный аккорд".

История 3. Попробуй докажи

Маргарита с ее молодым человеком 17 сентября ходили в гости к его маме. Ночью ей вызвали скорую, и уже на следующий день, по словам девушки, стало ясно, что это ковид.

"Я начала звонить в Роспотребнадзор, чтобы у нас взяли анализы как у контактных. Там мне сказали звонить в скорую, скорая — в поликлинику, поликлиника – в Роспотребнадзор. В итоге пошли сдавать платно.

Узнали, что у парня тест положительный, у Маргариты — отрицательный. Но без подтверждения анализа в Роспотребнадзоре их "даже никто слушать не хотел". "Им всем было плевать, ходим мы на работу или нет", – говорит девушка.

Молодые люди добровольно самоизолировались, "чтобы не разносить заразу". Сами купили противовирусные препараты и антибиотики.

Только через неделю анализ парня подтвердили. "Только тогда в поликлинике по месту жительства со мной поговорили и прислали врачей. Те послушали только меня, потому что был сильный кашель и температура, а моему молодому человеку, который только подхрипывал и лишился обоняния, лишь померили температуру. Мне выписали лечение, а ему — ничего, раз уж он сам все пропил. И попросили никуда не ходить. Спустя неделю-то", – рассказывает девушка.

Молодым людям пообещали взять повторные анализы на следующей неделе. "Теперь нам звонят каждый день и спрашивают, как мы себя чувствуем", – рассказывает Маргарита. Сделать КТ им не предлагали.

У тех, кто живет с мамой парня, анализы не взяли до сих пор. Они тоже добровольно сидят дома. Хотя сестра молодого человека работает, и ей нужен больничный, который она сама пытается "выбить" в поликлинике.

История 4. Такой спокойный фельдшер

У Юлии поднялась температура за 38 и появился кашель. Сначала она попыталась дозвониться в регистратуру, чтобы уточнить регламент — куда и как обращаться. Звонила раз 25. Безуспешно. Пошла сама. Когда пришла, сначала обрадовалась — народа немного. Но оказалось, что запись в фильтр ведется на отдельном листке по времени. Листа четыре. Ее очередь оказалась на 15.00. Но ей удалось пройти без очереди — попросилась, будучи почти в невменяемом состоянии — и ее пропустили.

Принимал фельдшер, один, сам все записывал. "Хороший парень, спокойный. Послушал — хрипов нет. На основании того, что появился кашель с мокротой, поставил диагноз "бронхит". Выписал антибиотик. Противовирусный не выписал, потому что нет насморка и не слезятся глаза", – рассказывает Юлия.

Говорит, было интересно наблюдать за происходящим вокруг. В регистратуре, которую от других помещений поликлиники отделили поликарбонатом, бабушки постоянно ругались, что не могут дозвониться. При этом работали четыре регистратора и еще минимум один сидел на телефоне. По коридору в процедурную прошла женщина в защитном костюме с тортиком.

Юлии дали больничный. Сначала ей стало легче, но к выходным снова поднялась температура, пропало обоняние, а на вкус стала различать только сладкое и соленое. И в понедельник она снова пошла к врачу по заранее взятому талону (думала, что будет закрывать больничный). Теперь уже к терапевту, не в фильтр.

"В первый раз было удивительно мало людей в регистратуру. В понедельник туда стояла очередь — около 30 человек, еще человек 10 стояли в фильтр. Многие возмущались, что не могут дозвониться по телефону. Однако я уже второй раз видела, что три-четыре регистратора постоянно на месте", – рассказала женщина.

По ее словам, у кабинета каждого терапевта очередь человек по 15. Поликлиника находится на первом этаже дома, коридоры узкие, и они сразу "затыкаются" таким числом людей.

По наблюдениям Юлии, очень много людей стояли с нулевыми талонами. "У меня было по времени, поэтому вызвали быстро", – говорит она.

В кабинете стул для пациента — в дальнем углу. Врачи в масках. Спросили симптомы, измерили температуру, сатурацию и посмотрели горло. Объяснили, что на КТ-исследование и мазок на ковид отправляют только контактных.

Во время приема зашел мужчина – "ему назначения на плановое лечение делали и какой-то препарат забыли довыписать".

Юлию отправили домой до четверга, сообщив, что, если не станет лучше, отправят на рентген (не КТ). Еще "успокоили", сказав, что сейчас тяжелое течение и у ОРВИ, даже если не ковид. И даже разрешили сходить на плановый осмотр к гинекологу. Она решила пока воздержаться. 

Почти 70 младенцев: люди каких возрастов переболели ковидом на Алтае за полгода

Почти 70 младенцев: люди каких возрастов переболели ковидом на Алтае за полгода

За полгода в Алтайском крае инфицированных коронавирусом людей в возрасте до 50 лет оказалось чуть больше, чем тех, кто старше

История 5. Про детей

Мальчик заболел стремительно — за воскресенье сильно заболело горло, начался кашель, чуть поднялась температура. В понедельник на дом вызвали врача, он внимательно осмотрел его, измерил сатурацию, послушал. Сказал, что очень красное горло, хрипов нет — вот лечение.

В следующий понедельник мама решила записать сына на прием к врачу — по наивности надеялась на среду. В регистратуре сказали, что талоны расписаны на неделю вперед, а расписание дальше не выставлено.

"А как же выходить в школу?" – поинтересовалась мама. "А вы когда хотели?" – спросили ее. Из дальнейшего диалога стало ясно, что варианта три: пытаться звонить ближе к вечеру, чтобы попасть на новое расписание через неделю, попробовать подойти к окончанию приема педиатра – "вдруг примет", и наконец, если есть номер, звонить врачу на мобильный напрямую и пытаться договариваться. Регистратор, который разговаривал предельно вежливо и даже участливо и от которого на самом деле ничего не зависело, пожелал удачи.

У мамы был мобильный врача, потому что был период, когда сын болел много и непросто, и врач сама дала номер. Доктор вошла в положение и приняла мальчика за полчаса до начала приема.

Отвечая на вопросы мамы, она рассказала ей, что направления на КТ не дают детям, даже астматикам — считается, что они если и болеют коронавирусом, то легко, без осложнений, и выявляют их в основном как контакты. Мама с кашляющим сыном на том пошли домой.

Новости партнеров

1000

Любит, все таки, народ у нас вирусы антибиотиками лечить, хотя воде и интернет уже почти у всех есть...

Врач
Гость, Определенные группы антибиотиков действительно эффективны при лечении.
Ответить

в большинстве из этих случаев у главных героев ковида небыло, но в поликлинику и на КТ поперлись. Спрашиваем - откуда очереди и парализованная система здравоохранения.

Tiny
Гость, я уверена, что в большинстве из этих случаев, как и в моей семье, ковид был, а также была пневмония, которую фонендоскопом не всегда услышишь, а лечить необходимо
Ответить
Врач
Tiny, полное вранье со стороны роспотребнадзора превыщение по ковиду в сотни раз каждый день а нас все 2.3 плюсомГнать их надо т.е министров
Ответить