"Крах высшей школы": в АлтГУ снова проводят оптимизацию и создают новый институт

Общество, 6:04, 29.12.2020
"Крах высшей школы": в АлтГУ снова проводят оптимизацию и создают новый институт
"Крах высшей школы": в АлтГУ снова проводят оптимизацию и создают новый институт Фото: Фото: Анна Меньшикова

Создание гуманитарного института чревато сокращением преподавательского состава чуть ли не на треть, примерно на столько же предварительно сократится количество кафедр, считают инсайдеры

Алтайский государственный университет снова реформирует систему образования. На заседании ученого совета 29 декабря ректор опорного вуза доложит об утверждении плана мероприятий по образованию внутри АлтГУ института гуманитарных наук. Об этом говорится в повестке заседания, опубликованной на сайте университета. Собеседники "Толка" – преподаватели, которые работают в вузе не один год, – на условиях анонимности рассказали, почему слияние может привести к "краху высшей школы", а классический университет превратить в "комок по выдаче дипломов".

"Состав" гуманитарного института

Как объяснили "Толку" несколько работников вуза, в гуманитарный институт объединят пять институтов: массовых коммуникаций, социологии, психологии, педагогики и дизайна. Дорожную карту слияния уже представляли на ученых советах.

Изначально в объединенный институт должен был войти и исторический факультет, но 22 декабря руководство АлтГУ на встрече с коллективом сообщили, что его пока не присоединяют, он якобы запустил собственную программу изменений.

Не исключено, что тему слияния подразделений в крупные образования обкатают на гуманитарном институте, а затем распространят на другие. В коллективе считают, что истфак в итоге присоединят к этому институту. А затем на очереди могут оказаться естественные науки.

Удобный руководитель

По данным инсайдеров, на должность руководителя гуманитарного института рассматривается кандидатура заведующей кафедрой культурологии и дизайна Ларисы Нехвядович.

Она, говорят собеседники издания, достаточно удобный руководитель для администрации вуза.

Официальная версия VS инсайдерская 

Официальное обоснование реформы от руководства вуза, которую оно презентовало коллективу,  – усиление междисциплинарных связей, развитие исследовательской работы на новой площадке.

Но преподавательско-профессорский состав видит в этом и другие причины. По словам собеседников "Толка", первая – необходимость финансовой оптимизации при сокращении дополнительного (коммерческого) набора на направления. 

"Руководство вуза понимает, что поступление на допнабор будет сокращаться. А оно будет. И из-за падения доходов населения, и из-за того, что многие дети стали поступать в колледжи, не прельщаясь дорогостоящим обучением в вузе, и из-за того, что АлтГУ ввел так называемое ядро – систему образования, при которой два года все студенты учатся общим дисциплинам, и только другие – специальности. Представьте, как за два года можно выучить специалиста", – комментирует сотрудник классического университета.

Также оптимизация, по мнению работников вуза, поможет пополнить бюджет: администрация классического университета якобы получает бонус при бюджетном маневрировании.

"2+2"

Вторая причина, по словам одного из инсайдеров, заключается в том, что руководство вуза, возможно, видит потенциал как раз в системе "2+2".

Идея нового стандарта в том, что первокурсник выбирает общее направление, где объединены, например, специальности реклама, PR, журналистика, медиакоммуникации. И первые два года весь поток, в который входят будущие журналисты или пиарщики, учится по одной программе, изучая одни дисциплины.

Руководство АлтГУ отреагировало на требование студентов ввести в вузе дистант

Совет ректоров алтайских вузов отправил запрос в Роспотребнадзор с просьбой оценить целесообразность введения дистанционного образования

"Общий набор дисциплин, где будет много физической культуры и какого-нибудь патриотического воспитания. А русского языка и литературы практически не будет. Нормально? Не нормально", – объяснил "Толку" источник в вузе.

Через два года у студента будет опять право выбора, по какой специальности ему продолжать обучение.

"Да, есть проблема, что дети приходят и к третьему курсу понимают, что зря поступили на какое-то направление. При переходе на новый стандарт они смогут поменять направление", – говорят преподаватели.

С другой стороны, они разводят руками и не понимают, как студенты это поймут, если два года все будут изучать одинаковые предметы.

Переходить можно только внутри объединенных групп. Гуманитарий не сможет перейти в естественные науки и продолжить там обучение.

Из-за того, что вместо факультетов будет группа специальностей, то непонятно, как потом будут распределять по всем направлениям бюджеты и нагрузки на преподавателей, рассказывает другой собеседник:

"Условно к концу третьего курса все студенты решат пойти на регионоведение, а на другие направления не пойдут. И что делать преподавателям? Они потеряют нагрузку? И как это прогнозировать?"

"Мы теряем любые – даже среднесрочные – горизонты планирования, в том числе по рынку туда в целом. А вуз, улыбаясь, не реагирует на это", – говорит третий источник.

"Комок по выдаче дипломов"  

Третья причина, почему руководство вуза, вероятно, идет на этот шаг, говорит сотрудник одной из кафедр, – переход на удобную в финансовом и кадровом смысле цифровую модель образования. Но он подчеркивает – в этом пути много "подводных камней". "И в итоге под "флагом" создания цифровых вузов может произойти полное уничтожение старой системы образования", – рассказал один из преподавателей опорного университета.

"Они зашли в цифровую образовательную среду. Есть вузы-партнеры, которые разрабатывают дистанционные курсы. Наш вуз заключает договор, оплачивает этот курс и по нему учится весь поток", – объясняет собеседник.

Студенты получат дистанционную модель образования, создание которой стимулировала пандемия. Они будут заходить на единую платформу, проходить учебные блоки и также дистанционно сдавать зачеты, экзамены, получать сертификат.

"По факту это получается "комок по выдаче дипломов". Нет реальных коммуникаций, нет адаптации образования под региональный рынок труда. Нет адаптации образовательного процесса под индивидуальные особенности студента. Все сугубо шаблонно и трафаретно", – мрачно прогнозируют сотрудники АлтГУ.

Возможные последствия реформы

Сокращения сотрудников

Как рассказали собеседники, руководство вуза на встрече с сотрудниками заявило, что никого сокращать не будут. Однако источники "Толка" уверены, что увольнения неизбежны.

"Они не сократят, они просто не объявят конкурс", – говорит источник.

Кроме того, согласно проекту, может остаться якобы 12 кафедр вместо 19-ти.

Не ясно, что делать преподавателям, которые останутся без нагрузки, если все студенты вдруг не захотят идти на социологию, а предпочтут медиакоммуникацию.

"Потери будут на каждой кафедре", – делится переживаниями работник одной из кафедр АлтГУ. По прогнозам его и коллег, коллектив будущего университета может потерять до трети своего состава.

Из-за того, что никто не знает, сколько студентов выберут ту или иную специализацию,  заключать контракты с преподавателями можно будет на год, не более, предполагают спикеры.

"Дебилизация" образования

Еще одно негативное последствие оптимизации, считают спикеры "Толка", – это возможный крах качества образования.

"С учетом того, что появится так называемое поточное ядро, и студентам будут два года читать не специализированные для профессии курсы, а сугубо конъюнктурные, надуманные, то произойдет и понижение качества профессиональной подготовки", – объясняет один из инсайдеров.

"Идет оптимизация и дебилизация высшей школы образования. Тут только "в ладоши аплодировать", – говорит другой преподаватель. - Люди не нужны. Будут пустые корпуса, которые можно сдать в аренду, будет приемная для абитуриентов, а в соседнем кабинете станут выписывать дипломы. Есть могильщики высшего образования, но их уже не особо интересует, что будет после них", – не стеснялся в выражениях сотрудник будущего гуманитарного института.

"Куски "тела" будут отрывать"

О возможной реструктуризации в АлтГУ в 2021 году говорил экс-руководитель института массовых коммуникаций, филологии и политологии Сергей Мансков. В интервью "Толку" он рассказывал, что когда семь лет назад объединяли несколько факультетов в один, не обошлось без потерь.

"Если у меня спросят: "Сергей Анатольевич, чего вы боитесь?" – я отвечу, что боюсь реструктуризации. Я ее пропустил через душу, через сердце, через тело. Когда несколько филологических кафедр слили в одну, ушли выдающиеся люди. Я боюсь, что после Нового года начнется реструктуризация, когда куски "тела" будут отрывать и раскидывать", – заявил Сергей Мансков.

"Толк" обратился за комментариями в пресс-центр АлтГУ, там порекомендовали написать официальный запрос, на который вуз ответит в течение семи дней.

Татьяна Гладкова, Елена Маслова

Новости партнеров
Новости партнеров

АГУ уже давно не конкурент на рынке образовательных услуг. Это образовательная помойка! А спасибо за это, знаете кому... 90% выпускаемой молодежи вообще ноль в знаниях!

конъектурные - исправьте)

Лента новостей