Не всем детям нужны репетиторы, считают эксперты, но они точно помогут школьникам с амбициями, тем, у кого много пропусков и ребятам, сменившим профиль обучения в последний момент
49% российских учителей занимаются репетиторством, такие данные в результате исследования получила образовательная компания MAXIMUM Education. При этом основное направление подготовки – это занятия перед ЕГЭ (34%) и ОГЭ (25%). Действительно ли всем детям необходимы дополнительные занятия, в какую сумму обойдется подготовка к ЕГЭ и почему школы не могут обеспечить детей необходимыми знаниями, "Толку" рассказали практикующие репетиторы, директора школ и родители.
Копите деньги
Разбег цен на услуги репетиторов в Барнауле довольно большой: от 250 до 800 рублей за час, согласно объявлениям на сайте avito.ru. Родители рассказывают и об 1 тыс. рублей за час, если педагог статусный и опытный. Помощь в подготовке к экзаменам предлагают как преподаватели вузов, так и учителя школ, студенты и даже преуспевающие ученики профильных 11-х классов.
Мама барнаульского одиннадцатиклассника Марина Андреева рассказала "Толку", что ее сын начал заниматься с репетитором с ноября прошлого года. На занятия родители потратили уже около 10 тысяч рублей. По их подсчетам, до экзаменов придется выложить еще около 15-20 тысяч.
"Сын ходит к репетитору по химии два раза в неделю, планирует поступать в мед. В школе по химии пятерка, но чтобы поступить на бюджет, нужен высокий балл, соответственно, более глубокие знания. Говорит, что помощь репетитора дает уверенность в отличном результате. Планируем заниматься до самых экзаменов, уже выделила на это бюджет", – рассказала родительница выпускника.
Когда нужен репетитор?
По мнению директора барнаульской школы № 132 Инны Борисенко, помощь репетитора в определенных случаях действительно необходима, в первую очередь для детей, которые ставят перед собой амбициозные цели.
"Детям, которые хотят получить максимальный балл по ЕГЭ, уровня школьной программы недостаточно. Нужны дополнительные занятия. А кто их будет проводить – другой вопрос. Здесь возможны варианты. Например, школьные консультации на бюджетной основе или персональный репетитор", – прокомментировала Борисенко.
Еще один случай, когда репетиторство необходимо, – смена профиля, рассказывает Борисенко. Например, в 9-м классе ребенок принимает решение идти в физико-математический класс, чтобы в дальнейшем поступать в технический вуз. В 11-м понимает, что ему ближе юриспруденция, соответственно, нужна история, а в физмат-классах ее меньше, чем в гуманитарных. И в рамках школьной программы восполнить пробелы в знаниях он уже не сможет.
Другой вариант – ребенок часто болеет или пропускает занятия из-за соревнований. Соответственно, образуется много пробелов, и у него нет той цельной, объемной картины, которая должна быть к окончанию школы по определенным предметам. Сидя со всеми на уроках, он эти пробелы не восполнит, отдельно для него никто не будет дублировать программу.
Что предлагает школа?
Школьные консультации, по словам директора, предлагают в рамках внеурочной занятости на бюджетной основе. Однако не всем детям таких консультаций достаточно. Консультации – это занятия в группе, там разбирают наиболее часто встречающиеся вопросы и темы, которые вызывают у большинства детей затруднения.
В рамках бюджетного финансирования индивидуально с каждым ребенком учитель не сможет отработать интересующие его темы, говорит директор.
Некоторые школы Барнаула проводят курсы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ на коммерческой основе. В зависимости от предмета и числа занятий плата, например, в одной из центральных школ составляет от 600 до 800 рублей в месяц. Однако и этих занятий "хватает" далеко не всем. Опять же из-за отсутствия индивидуального подхода, оценки слабых мест конкретного ученика.
Костыль и мотивация
После окончания школы в вузе у студентов зачастую возникает много вопросов и проблем. Те знания, которые у него должны быть к первому курсу, отсутствуют, рассказывает частный репетитор по физике Константин Пупков.
"Сейчас в школе преподают так, что в вузе у студентов возникает немало проблем. Он не знает и не понимает многих тем из основной программы. И преподавателям вуза нередко приходится заново повторять материал 11-го класса. Поэтому, собираясь в технический вуз, человек должен понимать, чем он будет заниматься в будущем. И репетитор нужен не только для того, чтобы хорошо сдать экзамен, но и сориентировать ученика. Подсказать, какие есть профили и где", – прокомментировал специалист.
Не всем детям необходима помощь репетитора, уверен Пупков. Многое зависит от преподавателя профильного предмета, от того, как он преподносит материал и общается с учениками. И конечно, от мотивации самих детей.
"Репетитор – это костыль. Он нужен, чтобы мотивировать человека. Сидит группа ребят, один в телефоне, другой болтает, третий что-то показывает соседу. И в этой атмосфере очень трудно что-то по-настоящему изучить. А репетитор – это человек, который остается с тобой один на один и дает конкретный материал, который нужен для успешной сдачи экзамена", – объясняет специалист.
Дополнительный английский нужен 90% детей
Дефицит кадров, учебные материалы, которые рассчитаны на "среднего ученика", и большая наполняемость классов способствуют тому, что уровень школьной подготовки по иностранным языкам довольно низкий, рассказывает Елена Бабушкина, репетитор по английскому языку.
"Я знаю пять-шесть случаев, когда ребенок поступил в профильный вуз самостоятельно, без занятий с репетитором. Практика показывает, что дополнительная помощь – это обязательное условие в 90%", – комментирует Бабушкина.
Сам язык – грамматику и лексику – ученик по большей части может и должен прорабатывать самостоятельно. Но это возможно только для детей с изначально хорошим уровнем, уверена Бабушкина. Для более слабых ребят репетитор все-таки необходим для наращивания словарного запаса и детальной проработки грамматики.
Имеют право
К выбору репетитора надо подходить ответственно, говорит Инна Борисенко. Иногда в качестве репетитора выступают студенты, и зачастую не самые успевающие. Всегда нужно понимать, что в итоге получит ребенок. По словам Борисенко, если вопрос не касается подготовки к экзаменам, репетитор может просто выполнять домашние задания за ребенка, не объясняя толком материал. В итоге на контрольных будут плохие оценки.
"Я нормально отношусь к тому, что педагоги нашей школы занимаются репетиторством. Считаю, что каждый человек имеет право на дополнительный источник дохода и профессионального развития", – подытожила директор.
Однако есть мнение, что репетиторство стало уже настолько мощной индустрией, с таким уровнем заработков, что определенным образом настраивает школы на дачу детям уровня знаний, которых недостаточно хоть сколько-нибудь амбициозным ребятам для поступления вуз, и, соответственно, провоцирует на обращение к репетиторам.
Есть и другой взгляд на эту же проблему – сама система среднего образования в России выстроена так, что заставляет искать детей или их родителей альтернативные источники получения знаний для того, чтобы иметь шанс получить достойное среднее, а потом и высшее образование. А это в том числе обращение к персональным педагогам – репетиторам.