Первыми в этом году пройдут конкурсы на территории двух самых крупных зон региона – Барнаульской и Бийской, претенденты не торопятся подавать документы
Уже в этом году в Алтайском крае пройдут конкурсы на определение региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Первые отборы претендентов состоятся на территории Барнаульской и Бийской зон, которые являются самыми крупными в регионе. Победители конкурсов получат статус региональных операторов по обращению с ТКО на ближайшие девять лет. За это время компаниям придется выстроить полноценный цикл обращения с отходами, включая организацию раздельного сбора мусора на своей территории.
Тернистый путь
Сейчас региональным оператором по обращению с ТКО в Барнаульской зоне является компания "ЭКО-Комплекс", в Бийской зоне – "Спецобслуживание-Центральное".
Мусорная реформа может столкнуться с очередными проблемами, в некоторых районах регоператоры и местные власти уже сейчас не могут найти компромисс по оптимальному числу контейнеров
За время работы обе организации периодически попадали под критику со стороны населения. В адрес предприятий поступали предписания со стороны контролирующих ведомств.
Руководство компании "ЭКО-Комплекс" не спешит подавать заявку на участие в новом конкурсе и пока продолжает изучать конкурсную документацию. Аналогично себя ведет компания "Спецобслуживание-Центральное".
Эксперты считают, что путь, проделанный региональными операторами, оказался тернистым. Во многом именно поэтому действующие игроки рынка выдерживают паузу и не торопятся подавать документы на новый конкурс.
Прежде всего региональные операторы столкнулись с нежеланием населения цивилизованно пользоваться услугой и, соответственно, ее оплачивать. В обеих зонах наблюдался дефицит контейнеров. Зачастую складывалась неразбериха с графиками вывоза отходов. Возникали проблемы с тем, чтобы перевозчики отходов не могли зайти в отдельные села.
Разграничение полномочий между органами местного самоуправления и региональными операторами нередко оставалось только на бумаге. Как правило, все шишки сыпались на последних. Уже на старте работы регоператоры находились на грани банкротства.
Однако регоператорам удалось завершить первый этап создания системы обращения с ТКО в Барнаульской и Бийской зонах.
После проведения нового конкурса мусорная реформа в этих территориях должна выйти на качественно новый уровень, по крайней мере, это предполагает конкурсная документация.
Новым регоператорам неизбежно придется соблюдать нормы СанПиН при вывозе мусора даже в самых небольших и отдаленных селах. Также им придется организовать раздельный сбор мусора. Действующие регоператоры обращают внимание на снижение нормативов при реальном росте объема доходов.
Камень преткновения
Региональные операторы по обращению с ТКО в своей работе опираются на территориальную схему. Первый такой документ был разработан в 2017 году.
Работая по нему, регоператоры не избежали многочисленных предписаний со стороны надзорных ведомств.
Главным камнем преткновения стала кратность вывоза отходов из сельских населенных пунктов и частных домов в городах. Жители пытались доказать, что у них нет отходов и поэтому они не нуждаются в услуге. После многие писали жалобы о срыве графиков вывоза мусора в Инспекцию строительного и жилищного надзора.
Ранее региональные операторы объясняли подобные ситуации тем, что территориальная схема 2017 года предполагала, что количество емкостей для сбора мусора в населенных пунктах, где проживает менее тысячи жителей, определяется расчетным методом в соответствии с объемами накопления отходов.
Периодичность вывоза мусора производилась по мере накопления, но не реже одного раза в неделю. Места временного накопления мусора планировалось организовать на границе сел. Данные, представленные в терсхеме, легли в расчет стоимости услуги регоператоров.
В актуализированной территориальной схеме 2019 года населенные пункты поделили на три группы.
Там, где численность населения от 1 до 10 тысяч жителей, рекомендована установка пластиковых евроконтейнеров объемом 1,1 кубометров с периодичностью вывоза – один раз в три дня. В селах с численностью населения до тысячи жителей периодичность может осуществляться по мере накопления, но не реже одного раза в шесть месяцев.
Регоператоры вывозили отходы именно с этой периодичностью, но Инспекция строительного и жилищного надзора выдала им 58 предписаний. Из них 29 – о необходимости предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО с установленной законом периодичностью, и еще столько же – о перерасчете платы.
По факту регоператоры столкнулись с тем, что расчет платы за услугу произведен на основе одних данных по кратности вывоза, а выезжать в села предписывалось гораздо чаще.
В подобных ситуациях инспекция занимает сторону жителей, поскольку установленная законом периодичность – это требования постановления федерального правительства №354, основанные на нормах СанПиН.
В Инспекции строительного и жилищного надзора регоператорам поясняли, что по СанПиН вывоз должен осуществляться в холодное время года (при температуре ниже +5 градусов) – не реже одного раза в три дня, в теплое время (при температуре свыше +5 градусов) – не реже одного раза в сутки.
Такой же позиции придерживаются и в региональном минстрое. В ведомстве признавали, что были некоторые недочеты в подготовке конкурсной документации при первой терсхеме, и призывали регоператоров объективно оценивать свои возможности в плане соблюдения требований по кратности вывоза отходов.
"Заявляясь на конкурс, претенденты должны учитывать этот факт. Более 60% расходов идут на транспортирование отходов. Перевозчикам нужно использовать соответствующую объему и массе отходов спецтехнику, чтобы оптимизировать расходы", – рассказали "Алтайской правде" в минстрое.
В "ЭКО-Комплексе" подчеркивают, что пока изучают конкурсную документацию. Руководство компании говорит о том, что в случае дальнейшей работы при ежедневном вывозе придется увеличивать парк техники, причем существенно.
"Сейчас у нас и подрядчиков порядка 120 машин. Ежедневно на линии выходит более 100 мусоровозов. Докупать нужно еще как минимум 60 единиц", – говорить замгенерального директора "ЭКО-Комплекса" Сергей Яремака.
К слову, барнаульскому регоператору придется работать еще и в условиях сниженного норматива. Пока плата за услугу "Обращение с ТКО" для жителей краевого центра рассчитывается исходя из норматива 0,180 кубометров на человека в месяц. С 1 июля 2021 года норматив составит 0,121 кубометров на человека в многоквартирных домах и 0,125 кубометров – в индивидуальных жилых домах.
С учетом нового норматива стоимость услуги “Обращение с ТКО” для потребителей Барнаула упадает до 40 рублей с человека в месяц, при нынешней плате – 60,35 рублей.
Сейчас Барнаульский и Бийский регоператоры фиксируют 30-35 кратное превышение объемов образования отходов к нормативам начисления, ссылаясь на данные весового контроля на полигонах.
Задолженность растет
Даже с учетом активной судебной практики, регоператоры прогнозируют, что на протяжении еще многих лет им вряд ли удастся решить проблему внушительной задолженности среди населения за вывоз мусора.
Сейчас по Барнаульской зоне она составляет 123 млн рублей, по Бийской зоне – 24 млн рублей. Зачастую взыскание задолженности экономически нецелесообразно для регоператора из-за низкой суммы платежа, необходимости оплаты услуг юриста и транспорта для ведения судопроизводства в районах.
В это же время многие сельские жители игнорируют оплату коммунальной услуги. Некоторые до сих пор не в курсе своей обязанности, прописанной в Жилищном кодексе РФ, по поводу необходимости заключения договора на вывоз отходов.
В адрес регоператоров поступают жалобы за якобы неоказанную услугу. Люди предупреждают о своих планах обращаться в прокуратуру и суд.
Похожая ситуация складывается с юридическими лицами. Некоторые предприниматели всячески уклоняются от заключения договоров с регоператорами, продолжая выбрасывать мусор на несанкционированные свалки. В "ЭКО-Комплексе" отмечают, что один из самых показательных примеров – Павловск. Большинство местных предпринимателей складируют отходы прямо на землю рядом со своими торговыми центрами и кафе.
Без должной оценки и привлечения к ответственности остаются многие материалы, переданные в региональное Министерство природных ресурсов и экологии по факту несанкционированного размещения отходов юридическими лицами на контейнерные площадки.
Ответственность местной власти
По экспертным оценкам, на сегодняшний день Алтайскому краю требуется еще около 13 тысяч контейнерных площадок и 19 тысяч баков. Планируется постепенный переход на раздельный сбор мусора. Региональные операторы должны будут активнее участвовать в программе "Комплексное развитие сельских территорий".
Большой объем полномочий лежит на органах местного самоуправления. В первую очередь это обязанность по созданию и содержанию мест накопления. Многие главы сельсоветов негативно воспринимают реформу. Например, Боровлянский сельсовет Троицкого района принял решение отказаться от исполнения полномочий по обращению с ТКО.
"Почему же региональному оператору все должны подносить на блюдечке с голубой каемочкой? Непонятно жителям и сельскому совету, на каком основании возлагаются обязанности на сельские советы по созданию площадок, мест накопления и содержанию этих мест, когда на территории есть региональный оператор?" – цитирует главу сельсовета районная газета “На земле Троицкой”.
По его мнению, основную задачу по обращению с ТКО возложили на сельские советы в то время, как регоператоры получают за это деньги.
В свою очередь региональные операторы считают, что некоторые главы муниципалитетов в открытую выступают за то, чтобы вывозить мусор на несанкционированную свалку, отсюда формируется соответствующее восприятие мусорной реформы среди населения.
"Органам местного самоуправления и регоператорам предстоит выстроить доверительные отношения. Важно, чтобы все понимали, как правильно поступать и предусмотреть действия на тот случай, когда по ряду причин – финансовых и юридических – обязательства исполнять не получается. Система обращения с ТКО в крае создается с нуля. Несмотря на критику, мусорного коллапса нигде не случилось", – рассказал "Алтайской правде" научный сотрудник Института водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН, эксперт регионального отделения ОНФ Виктор Резников.
По его словам, в ряде случаев регоператоры на безвозмездной основе передали селам свои контейнеры. Там, где удается найти компромисс, реформа идет неплохо.
"В таких населенных пунктах люди видят работу своих регоператоров, знают дни обслуживания. Это говорит о том, что население постепенно привыкает к некому порядку", – считает эксперт.
Очевидно, что порядок должны будут обеспечить и победители новых конкурсов на оказание услуги “Обращение с ТКО”.