Пережив ранение, контузию и смерть друзей, в 2021 году ветеран ВОВ отмечает свое 96-летие. О тяжёлой судьбе сильной женщины - в сюжете телеканала "Толк"
Она прошла Ленинград, Латвию, Варшаву и дошла до Берлина. Вера Зубченко после 10 класса попала в московскую снайперскую школу и оттуда, в 1943 году, отправилась на фронт: сначала – в Ленинград, а после – в латвийскую Прибалтику, где получила ранение.
Эта женщина-снайпер – не просто свидетель времен разгрома немецко-фашистских войск, но и живая легенда. Она лично обезвреживала немецких солдат, и, как правило, с одного выстрела.
"Мы решили отползать. Снайперская пара была впереди меня, а я немного поднялась в траншею – прыгаю, и в это время пуля попала мне в поясницу. Это хорошо, что у меня там пуговица на шинели была, я в траншею свалилась, и все", – вспоминает о своем собственном ранении ветеран Великой Отечественной Войны Вера Зубченко.
Тогда на помощь прибежали санитары и оттащили Веру на безопасное расстояние. Фронтовичка вспоминает: в госпиталь ее везли на лошадях. Немного подлечившись, оттуда пришлось убежать, чтобы не забрали в другую роту.
"Добрались до своей части. Потом нас перебросили в Белоруссию. С Латвии мы шли пешком – 50 километров в сутки. В Белоруссии готовились к наступлению. Приходилось и оборону держать", – рассказывает ветеран.
Женская рота снайперов, или, как говорит Вера Корнеевна, "рота девчат", прошла огонь и воду. Они спасали жизни, выручали в самый сложный момент и нередко наводили ужас на фашистов. Но и для женской снайперской роты война не прошла без потерь. Из 30 девчат погибли семеро.
"Мы девчат сами хоронили. Помню, обстрел был сильный. Мы двух девчонок хоронили. Лежа на животе копали могилы саперными лопатками, носили туда травки, все это лежа. Положили, лицо прикрыли и закопали", – вспоминает Вера Зубченко о тяжелых моментах войны.
Победный май Вера Корнеевна встретила в Берлине. Спустя 76 лет с гордостью вспоминает тот день – когда объявили, что война закончилась.
"Как началась стрельба. Кто с пистолетов, кто с пушек, с винтовки – стреляли до утра от радости. Видела Жукова, в Польше встретились. Ну, он такой… без матерка слова не скажет. Грубый был мужик", – рассказывает Вера Зубченко.
Сейчас Вере Корнеевне 96 лет. Она признается, что лишний раз не любит говорить о войне – уж слишком сильно воспоминания бередят душу. Также она не раскрывает тайны, сколько фрицев уничтожила.
Сегодня у алтайской снайпер-фрау – так называли немцы женщин-снайперов – семеро внуков и правнуков, и она продолжает радоваться жизни.