Аргументы Генпрокуратуры строятся на том, что якобы завод приватизировали с нарушением законодательства. Ответная сторона предъявляет кипу аргументов в свою защиту
На этой неделе в Арбитражном суде Алтайского края продолжилось противостояние Генеральной прокуратуры и "Кучуксульфата". Лейтмотив процесса – возвращение государству акций предприятия, которое было приватизировано 30 лет назад.
Опять все сначала?
Аргументы Генеральной прокуратуры строятся на том, что якобы приватизация завода проведена с нарушением законодательства. Прокуроры ссылаются на то, что завод входил в перечень предприятий, приватизация которых была возможна только с разрешения государства.
Но вот что интересно: самого перечня никто из ответчиков в глаза не видел. Не потому ли, что в нем нет Кучукского сульфатного завода? Представители ответчиков уже которое заседание пытаются этого добиться, но пока безуспешно. Перед последним разбирательством, не получив ответов из архивов (где якобы искомые документы утеряли при переезде), они обратились с запросами в другие регионы, которые им без проблем представили копии аналогичных архивных справок.
Причем это письмо из Госкомимущества (ныне Росимущество. – Прим. ред.) рассылали по всем субъектам Федерации, в том числе и в Алтайский край. Юристы ответчиков настояли в суде, что не теряют надежды на то, что найдут этот перечень, например у того же автора рассылки, в архивах Росимущества.
Главным поводом для обсуждения на очередном заседании стало уточненное исковое заявление Генеральной прокуратуры о признании ответчиками всех нынешних действующих акционеров ОАО "Кучуксульфат", наложении ареста на 100 процентов акций завода (до этого исковые требования выдвигались к 80 процентам. – Прим. ред.). А это значит, что разбирательство начнется заново.
Аргументы ответчиков
Ответная же сторона продолжает предъявлять свои аргументы в защиту. В частности, попросила суд приобщить к делу отзыв с приложением материалов, в которых речь идет о важных документальных подробностях процесса приватизации Кучукского сульфатного завода.
Важным доказательством в пользу ответчиков могло бы стать также приобщение к делу нотариальных допросов главных действующих лиц приватизации начала 1990-х годов в Алтайском крае: Сергея Потапова, бывшего председателя краевого комитета по управлению государственным имуществом (подписывал все документы о приватизации Кучукского сульфатного завода), Василия Ященко, бывшего председателя Фонда имущества Алтайского края (подписывал договор купли-продажи акций завода по закрытой подписке) и, наконец, коллеги истцов – бывшего прокурора Алтайского края Юрия Параскуна, визировавшего правомочные итоги прокурорских проверок приватизируемых предприятий края, в том числе и Кучукского сульфатного завода.
Другие доказательства представляют собой аналогичные допросы нотариусом бывших работников Благовещенской прокуратуры – Калиниченко (экс-прокурор) и Теслюка (его заместителя). Именно через их руки проходили первичные документы о приватизационном процессе на заводе, и они также могут быть главными и непосредственными свидетелями тех событий.
Не собираются легко сдаваться и первоначальные акционеры, потому что поражение ответчиков в процессе грозит им регрессными исками от действующих собственников предприятия. В то же время они считают себя правомочными и добросовестными приобретателями акций арендного предприятия Кучукский сульфатный завод.
И на этом заседании представители первых акционеров настаивали на привлечении к разбирательству еще 14 человек (восемь уже участвуют. – Прим. ред.) из их числа, в качестве третьих лиц. Кроме того, они просят также учесть и тот факт, что срок исковой давности должен исчисляться с того момента, когда государство осуществляло приватизацию завода через полномочные государственные органы, то есть с 1991 года.
Пока же, вынося вердикт по итогам заседания, судья заявил, что рассмотрение заявления о вступлении третьих лиц в дело решено отложить до ознакомления с документами. Как и ожидалось, уточненный иск Генпрокуратуры о привлечении 100 процентов владельцев акций "Кучуксульфата" принят, а это значит, что дело будет рассматриваться с самого начала.
Вершина айсберга
Дело в том, что судебное разбирательство, начавшееся осенью 2021 года, – это лишь вершина айсберга. По словам председателя Совета директоров ОАО "Кучуксульфат" Василия Гамаюнова, давление на предприятие началось еще в 2017 году, проходит комплексно, поэтапно, как в общем, так и в частном порядке.
Сначала последовали медиаатаки. Чуть ли не одновременно на 20 интернет-ресурсах начала появляться исключительно негативная информация, касающаяся "Кучуксульфата". Хотя повода тогда не было никакого. Компания стремительно развивалась, действующие акционеры, приняв заводской комплекс в 1999 году в предбанкротном состоянии, инвестировали в развитие предприятия 14 миллиардов рублей, подняв капитализацию с 400 млн до 17 млрд рублей. С нуля до 40% от общих объемов повысили экспортную составляющую. Качество продукции, по объективным показателям, соответствует лучшим мировым стандартам. В деловых партнерах предприятия – всемирно известные бренды. За производством подтянулась и социальная сфера.
Контрольные ведомства, реагируя на негатив в интернете, стали посещать завод с проверками, чтобы найти какие-нибудь нарушения. 80 (!) проверок от 10 ведомств, 300 запросов – все это лишь за три года (до 2019-го). Не найдя ничего, проверяющие задались запросом, насколько законно владеет предприятие земельным участком, который ему выделили еще 75 лет назад по личному распоряжению Иосифа Сталина. Но и в этом случае никаких нарушений не нашли.
Василий Гамаюнов в эксклюзивном комментарии "Толку" утверждает, что якобы на него лично выходил некто Алексей Асадченков, управляющий директор группы компаний "А1", и ряд лиц, заявлявших о причастности к этой компании.
"Доходило вплоть до угроз, что, если не продам акции, оторвут голову. Подумай, говорят, у тебя же семья, дети, убить могут. И это не единичный случай. Выходили не только из "А1", но и другие, в том числе прилетал один из олигархов на завод, даже банкиры из-за границы, и российский бизнесмен, проживающий в Австрии, настойчиво предлагали продать акции под осуществляемым административным давлением на завод", – рассказывает Гамаюнов.
Это, по его словам, доказывает, что за попыткой передела собственности стоит не столько государство, сколько частные заказчики.
По словам Василия Гамаюнова, дошло до того, что сотрудники прокуратуры начали подворный обход и опрос бабушек и дедушек на предмет того, о каких нарушениях они могли бы пожаловаться во время приватизации.
"Это уже какая-то оперативно-розыскная деятельность", – удивляется он.
Люди теряют уверенность в будущем
Этот прессинг по всем направлениям не мог не сказаться на производстве, на сотрудниках предприятия, на жителях Степного Озера. Во-первых, стали падать объемы производства, экспорт, деловые партнеры стали сворачивать заказы из-за непонятной перспективы судебного разбирательства. Начались проблемы с получением кредитов.
Как следствие падения темпов и объемов производства снизились налоговые поступления в местный и районный бюджеты. Многомиллионные дотации социальной сферы пришлось свернуть почти полностью, потому что исполнительное руководство опасается, что в случае передела собственности они останутся крайними и с них спросят, куда деньги девались.
В самом поселке растет социальное напряжение, митинги идут за митингами, в том числе и в районном центре Благовещенке. Люди теряют уверенность в завтрашнем дне. Население опасается пересмотра приватизации при неблагоприятном исходе дела и плачевных последствий этого.
Действующие акционеры при всем уважении к сельчанам вынуждены будут выдвинуть в адрес первичных акционеров регрессные иски по возмещению ущерба, который может нанести им реприватизация. Потому что акции у них заберут безо всякой компенсации, совершенно безвозмездно. Последует цепная реакция. Люди, в свою очередь, обратятся с претензиями к органам, проводившим приватизацию. А это вероятно сотни исков только по Степному Озеру.
Следующее заседание по делу "Кучуксульфата" назначено на 15 февраля. "Толк" будет следить за развитием процесса.