Договор франчайзинга – понятие, виды и этапы составления

Общество, 12:00, 16.02.2022
Артем Тупичинский
Артем Тупичинский Фото: предоставлено amigdala.pro

Что представляет собой договор франчайзинга, для чего предназначен? На что обратить внимание при заключении договора коммерческой франшизы и как его зарегистрировать, расскажут юристы «Амигдала»

Источник: https://amigdala.pro/services/dogovory/dogovor-franchajzinga/

Договор коммерческой франшизы заключается между владельцем исключительных прав и предпринимателем, желающим работать под данным брендом. Франчайзинг оптимально подходит для развития бизнес-структуры, привлечения большего количества покупателей и повышения престижа в потребительской сфере.

Что такое договор франчайзинга и для чего он нужен

Договор франчайзинга — это юридический документ, регламентирующий взаимоотношения между франчайзером (владельцем) и франчайзи (пользователем права применения).

Передавать права владелец торгового знака может только предпринимателю или юридическому лицу, граждане не могут выступать в роли франчайзи. Двустороннее соглашение регламентирует права и обязанности участников, становится легитимным после прохождения процедуры регистрации в Роспатенте.

Стандартный договор франшизы определяет следующие ключевые моменты:

  • передача и использование исключительных прав, сопроводительных документов по ним;

  • проведение инструктажей и обучение персонала представителями торговой марки;

  • сохранение уровня товаров и услуг, контроль за качеством обеими сторонами соглашения;

  • меры по взысканию понесенных убытков при неисполнении договорных обязательств;

  • стоимость договора, варианты выплат роялти и другие финансовые вопросы;

  • срок действия, возможность пролонгации, расторжения и оформления субфраншизы с третьими лицами.

Важно!

Продажа франшизы может касаться нескольких категорий прав одновременно, что должно отражаться в договоре.

Виды договоров франчайзинга

Согласно ст. 1027 ГК РФ соглашение сторон оформляется в письменной форме и свободном изложении. Структура договора франчайзинга составляется таким образом, чтобы однозначно определять функции, передаваемые в пользование. Подробное описание предмета договора снимет в дальнейшем возможные споры.

Фото: Lukas: Pexels

Франшиза может быть приобретена по следующим договорам:

  • коммерческая концессия, является основным видом в сфере франчайзинга. В рамках концессии передаются права на целый пакет объектов и гарантируется тесное сотрудничество участников;

  • лицензионный договор оптимально подходит для передачи прав на один конкретный объект и один товарный знак. Франчайзеру не придется делиться ноу-хау, структурными новшествами и другой интеллектуальной собственностью;

  • на оказание услуг, заключается на проведение обучения (курсов, семинаров или практики) сотрудников франчайзи представителями франчайзера;

  • на поставки, когда владелец бренда обеспечивает товарами и вариантами оформления помещения участника соглашения;

  • агентский договор, когда франчайзи выступает в роли агента и реализует представленные владельцем товары за определенный процент вознаграждения.

Артем Тупичинский
Артем Тупичинский
Фото: предоставлено amigdala.pro

Совет юриста, эксперта по интеллектуальной собственности компании "Амигдала", Артема Тупичинского:

В России часто используются договора смешанного типа, что не запрещено законом. Каждый такой индивидуальный документ должен прорабатываться и составляться более тщательно, не содержать спорных моментов.

На что обратить внимание франчайзи при составлении договора

Понятие договора франчайзинга включает в себя широкий спектр коммерческих предложений и запросов, поэтому конкретное соглашение может значительно отличаться от типового варианта.

Франчайзи рекомендуется обратить особое внимание на важные моменты:

  • точное описание предмета договора франчайзинга, не допускающее толкований;

  • указания на сроки действия и территориальную привязку;

  • штрафные санкции и урегулирование споров в досудебном и судебном порядке и др.

Важно!

Приобретая права по франшизе, следует указать в договоре допустимость или запрет на присутствие в конкретной местности других франчайзи данного бренда.

Фото: Andrea Piacquadio: Pexels

В качестве примера можно привести ситуацию, когда в шаговой доступности, буквально в соседних домах, появляются аптеки, организации общепита или магазины под одной вывеской. И это не будет нарушением, если в договоре отсутствует упоминание о территориальных требованиях.

Юристы компании "Амигдала" объяснят, что представляет собой договор франчайзинга и выполнят комплекс задач:

  • подготовят проект документа;

  • проведут экспертизу представленного варианта;

  • сопроводят при подписании договора;

  • проследят за регистрацией в Роспатенте.

Совет юриста, эксперта по интеллектуальной собственности, Артема Тупичинского:

Обратиться за юридическими услугами могут обе стороны соглашения, а также заинтересованные лица. Всегда легче предотвратить конфликтную ситуации и заранее предусмотреть возможные риски.

Как зарегистрировать договор франчайзинга

Придать юридическую значимость взаимодействию сторон можно в Роспатенте за 45 дней. Подает заявку одна из сторон, требование прописывается в договоре. При обращении к регистратору можно внести изменения, пролонгировать соглашение или досрочно прекратить коммерческие отношения.

Регистрация договора франчайзинга в Роспатенте, последовательность шагов:

  1. Заключение договора.

  2. Подготовка пакета документов.

  3. Уплата госпошлины.

  4. Подача заявки в Роспатент.

  5. Получение уведомления о регистрации франшизы.

  6. Публикация сведений в официальном источнике.

Обращаясь в компанию "Амигдала", вы можете рассчитывать на индивидуальный подход и квалифицированную помощь в составлении и сопровождении договора франчайзинга.

Реклама.
Читать tolknews.ru в
Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей

Реклама: ООО Автограф ИНН: 2221196429 16+ Токен: 2W5zFGt1Png