Что представляет собой договор франчайзинга, для чего предназначен? На что обратить внимание при заключении договора коммерческой франшизы и как его зарегистрировать, расскажут юристы «Амигдала»
Источник: https://amigdala.pro/services/dogovory/dogovor-franchajzinga/
Договор коммерческой франшизы заключается между владельцем исключительных прав и предпринимателем, желающим работать под данным брендом. Франчайзинг оптимально подходит для развития бизнес-структуры, привлечения большего количества покупателей и повышения престижа в потребительской сфере.
Что такое договор франчайзинга и для чего он нужен
Договор франчайзинга — это юридический документ, регламентирующий взаимоотношения между франчайзером (владельцем) и франчайзи (пользователем права применения).
Передавать права владелец торгового знака может только предпринимателю или юридическому лицу, граждане не могут выступать в роли франчайзи. Двустороннее соглашение регламентирует права и обязанности участников, становится легитимным после прохождения процедуры регистрации в Роспатенте.
Стандартный договор франшизы определяет следующие ключевые моменты:
-
передача и использование исключительных прав, сопроводительных документов по ним;
-
проведение инструктажей и обучение персонала представителями торговой марки;
-
сохранение уровня товаров и услуг, контроль за качеством обеими сторонами соглашения;
-
меры по взысканию понесенных убытков при неисполнении договорных обязательств;
-
стоимость договора, варианты выплат роялти и другие финансовые вопросы;
-
срок действия, возможность пролонгации, расторжения и оформления субфраншизы с третьими лицами.
Важно!
Продажа франшизы может касаться нескольких категорий прав одновременно, что должно отражаться в договоре.
Виды договоров франчайзинга
Согласно ст. 1027 ГК РФ соглашение сторон оформляется в письменной форме и свободном изложении. Структура договора франчайзинга составляется таким образом, чтобы однозначно определять функции, передаваемые в пользование. Подробное описание предмета договора снимет в дальнейшем возможные споры.
Франшиза может быть приобретена по следующим договорам:
-
коммерческая концессия, является основным видом в сфере франчайзинга. В рамках концессии передаются права на целый пакет объектов и гарантируется тесное сотрудничество участников;
-
лицензионный договор оптимально подходит для передачи прав на один конкретный объект и один товарный знак. Франчайзеру не придется делиться ноу-хау, структурными новшествами и другой интеллектуальной собственностью;
-
на оказание услуг, заключается на проведение обучения (курсов, семинаров или практики) сотрудников франчайзи представителями франчайзера;
-
на поставки, когда владелец бренда обеспечивает товарами и вариантами оформления помещения участника соглашения;
-
агентский договор, когда франчайзи выступает в роли агента и реализует представленные владельцем товары за определенный процент вознаграждения.
Совет юриста, эксперта по интеллектуальной собственности компании "Амигдала", Артема Тупичинского:
В России часто используются договора смешанного типа, что не запрещено законом. Каждый такой индивидуальный документ должен прорабатываться и составляться более тщательно, не содержать спорных моментов.
На что обратить внимание франчайзи при составлении договора
Понятие договора франчайзинга включает в себя широкий спектр коммерческих предложений и запросов, поэтому конкретное соглашение может значительно отличаться от типового варианта.
Франчайзи рекомендуется обратить особое внимание на важные моменты:
-
точное описание предмета договора франчайзинга, не допускающее толкований;
-
указания на сроки действия и территориальную привязку;
-
штрафные санкции и урегулирование споров в досудебном и судебном порядке и др.
Важно!
Приобретая права по франшизе, следует указать в договоре допустимость или запрет на присутствие в конкретной местности других франчайзи данного бренда.
В качестве примера можно привести ситуацию, когда в шаговой доступности, буквально в соседних домах, появляются аптеки, организации общепита или магазины под одной вывеской. И это не будет нарушением, если в договоре отсутствует упоминание о территориальных требованиях.
Юристы компании "Амигдала" объяснят, что представляет собой договор франчайзинга и выполнят комплекс задач:
-
подготовят проект документа;
-
проведут экспертизу представленного варианта;
-
сопроводят при подписании договора;
-
проследят за регистрацией в Роспатенте.
Совет юриста, эксперта по интеллектуальной собственности, Артема Тупичинского:
Обратиться за юридическими услугами могут обе стороны соглашения, а также заинтересованные лица. Всегда легче предотвратить конфликтную ситуации и заранее предусмотреть возможные риски.
Как зарегистрировать договор франчайзинга
Придать юридическую значимость взаимодействию сторон можно в Роспатенте за 45 дней. Подает заявку одна из сторон, требование прописывается в договоре. При обращении к регистратору можно внести изменения, пролонгировать соглашение или досрочно прекратить коммерческие отношения.
Регистрация договора франчайзинга в Роспатенте, последовательность шагов:
-
Заключение договора.
-
Подготовка пакета документов.
-
Уплата госпошлины.
-
Подача заявки в Роспатент.
-
Получение уведомления о регистрации франшизы.
-
Публикация сведений в официальном источнике.
Обращаясь в компанию "Амигдала", вы можете рассчитывать на индивидуальный подход и квалифицированную помощь в составлении и сопровождении договора франчайзинга.