В 2024 году представительный орган краевой столицы отмечает круглую дату: 30 лет непрерывной работы в интересах родного города и его жителей
2024 год – особый для Барнаульской городской Думы. Официально БГД исполнилось 30 лет. Впрочем, некоторые исчисляют ее историю еще с "шестигласной Думы" XIX века, что делает современный орган настоящим долгожителем. О роли БГД в жизни краевой столицы, ее истории, задачах и планах на будущее в беседе "Толку" рассказала спикер Барнаульской городской Думы Галина Буевич.
– Галина Александровна, Барнаульская городская Дума в современном своем виде отмечает 30-летие. Понятно, что представительный орган в своей деятельности охватывает буквально все сферы жизни краевой столицы. Тем не менее, на Ваш взгляд, какую функцию БГД считаете центральной?
– Я бы выделила две основные функции. Во-первых, нормотворческую. Депутаты Барнаульской городской Думы принимают документы, регламентирующие работу муниципалитета. В этой работе мы опираемся на федеральные и региональные законы, мнения профессионалов-экспертов и жителей города. Это необходимо, чтобы город жил, развивался и шел в ногу со временем.
Другой основной принцип – работа в округах, с наказами избирателей, обращениями граждан, защита их прав и интересов. Ведь, по сути, это то, ради чего депутат приходит в Думу. И эти интересы должны ложиться в основу различных программ развития, проектов и решений, которые принимает Дума.
– История местного самоуправления в России исчисляется столетиями. На Ваш взгляд, в какие периоды исторического развития нашей страны органы МСУ проявляли себя наиболее активно?
– Действительно, местное самоуправление прошло через множество изменений, начиная с формирования городских дум в конце XVIII века и заканчивая современными органами местной власти.
Важным аспектом является то, что функции и полномочия органов местного самоуправления меняются в зависимости от политической ситуации и экономических условий. Например, в дореволюционный период, когда формировался механизм участия людей в управлении городом. Городские думы выполняли широкий спектр задач. Депутаты Барнаульской городской Думы, например, заботились о снабжении горожан продовольствием, следили за состоянием общественных зданий, инвентарем, мостами, занимались благоустройством, устанавливали цены на продукты питания, распоряжались городским бюджетом и проведением выборов в городское самоуправление. Это подчеркивает их значимость в управлении городом.
С приходом советской власти произошел кардинальный сдвиг в системе местного управления. Советы народных депутатов заменили городские думы, что стало отражением новой политической реальности. Система местного управления была сосредоточена на централизованном управлении, это ограничивало автономию местных органов.
Реформа 1990-х годов стала важным этапом в возвращении к принципам местного самоуправления. Создание правовой базы для новых органов местной власти открыло возможности для более активного участия граждан в управлении на местах.
– Какой период в работе Барнаульской городской Думы за последние 30 лет Вы считаете наиболее насыщенным?
– Каждый период. Становление городской Думы в 90-х годах было действительно важным, поскольку это время определяло основы местного самоуправления и нормотворчества. Создание Устава города и других регламентирующих документов стало не только юридической базой, но и формированием основ для дальнейшего развития Барнаула.
Но и другие созывы БГД имели свои уникальные вызовы и достижения. Переход к новым задачам, связанным с социально-экономическим развитием Барнаула, определил работу седьмого созыва. Принятие нового Генерального плана в 2019 году стало важным шагом, который задает направление для будущих изменений и улучшений в городской инфраструктуре на долгие годы.
Интеграция национальных проектов в местную повестку — еще один значимый аспект в работе Думы, который позволяет Барнаулу развиваться в соответствии с современными требованиями и ожиданиями граждан. Контроль над реализацией этих проектов сегодня также демонстрирует активное участие депутатов городской Думы в жизни нашего города.
– Как Вы оцениваете активность и вовлеченность простых горожан в решение актуальных вопросов, связанных с жизнью города? Можно ли говорить, что на сегодняшний день диалог по линии "власть – общество" достиг своего пика?
– Диалог "власть – общество" важен всегда. Если говорить о формах активного гражданского участия, существующих в Барнауле, то первое, что я бы назвала, — это публичные слушания. Отличный инструмент, позволяющий жителям влиять на бюджетные решения и изменения в Уставе города. Он способствует прозрачности и открытости городской власти.
Экспертные сообщества, такие, скажем, как Координационный совет предпринимателей города, также играют ключевую роль в формировании городской политики. Их работа позволяет органам власти учитывать мнения и потребности различных групп населения, что делает решения более обоснованными и эффективными. К данной форме вовлечения также можно отнести Общественную палату и Совет женщин при главе города Барнаула, которые активно участвуют в ключевых событиях городской повестки.
Инициативные группы — это еще один важный элемент, который дает возможность жителям решать конкретные проблемы на местах.
Голосование за благоустройство территорий с 2018 года — пример включения граждан в процесс принятия решений по формированию более комфортной и привлекательной городской среды.
– Барнаульская городская Дума, как и любой институт власти, развивается. Имели место моменты, когда менялась структура БГД. Следует ли ждать в ближайшее время возможных изменений внутри гордумы, и если да, то каких?
– Структура Барнаульской городской Думы действительно изменялась вслед за изменениями избирательной системы и социально-экономической ситуации в городе. Актуализация структуры, возможность ее изменения является важным условием современного управления городом.
В свое время переход от одномандатных округов, по которым избирались депутаты первого созыва, к смешанной избирательной системе позволил Думе более разнообразно представлять интересы граждан. У барнаульцев появилась возможность выбирать не только по территориальному принципу, но и высказать свои политические предпочтения. Ну а увеличение количества округов способствовало более широкому охвату вопросов, волнующих жителей.
Увеличение числа комитетов с трех (в первом созыве) до пяти в сегодняшнем стало важным шагом к более детальному и профессиональному рассмотрению различных аспектов городской жизни.
Если говорить о дальнейших изменениях, то состав фракций определяется политическими предпочтениями наших граждан. Политические партии, одержавшие победу на выборах в городскую Думу, формируют фракции. Если в предыдущем, VII созыве, их было 4, то сегодня у нас в составе Думы 5 фракций. В дальнейшем, конечно, возможны изменения, но они также будут предопределены политическими либо социально-экономическими процессами.