Из-за проблем с кормовой базой опасные животные стали чаще выходить к людям, однако для охотников добыча лис - это чистый убыток, считают в аграрном комитете краевого парламента
В Алтайском крае побит антирекорд по бешенству, а единственной мерой профилактики остается вакцина, которую в том числе раскладывают в местах обнаружения опасных животных. Охота на лис, которые и являются главными переносчиками заболевания, в регионе сегодня не популярна. Проблему прокомментировал глава аграрного комитета краевого заксобрания (АКЗС) Сергей Серов в ходе интернет-конференции.
Депутата спросили о причинах нашествия лис, отметив, что животные буквально "селятся на окраинах" и время от времени кусают людей. По словам Сергея Серова, численность лис достигала пика в 2020 году, когда зимний учет выявил более 20 тыс. особей. В последующие годы популяция уменьшилась до средних значений в 18 тыс. животных, однако из-за бескормицы ситуация остается напряженной.
"В настоящее время мы наблюдаем сокращение кормовой базы лисиц, особенно в этом году. Это связано с климатическими условиями – плотный снег и ледяная корка (наст) делают привычную охоту лис на мышей и прочих грызунов практически невозможной. Также не будем забывать и о воздействии человека – фермеры применяют пестициды для борьбы с грызунами, что лишает лисиц естественного источника питания", – отмечает Серов.
Проблема усугубляется тем, что лисицы не являются желанным охотничьим трофеем: по данным парламентария, в 2025 году в регионе выдали 18 тыс. разрешений на отстрел, однако добыто было только 3,3 тыс. животных. Серов также отметил, что примерно в 200 населенных пунктах выпустили более 70 специальных приказов о регулировании численности лис, разрешающих в порядке исключения охотиться даже с помощью беспилотников.
Ранее охотничье сообщество края заявляло, что за шкуру сейчас предлагают 300-400 рублей, в то время как справедливая цена, способная оправдать расходы, должна быть в 2-3 раза больше.
"Охота на лисицу сегодня – это чистый убыток для охотника, а не промысел, учитывая стоимость патронов, затрат на ГСМ и отсутствие рынка сбыта шкур", – пояснил парламентарий.
Серов также прокомментировал связанную с наплывом лис проблему бешенства. По словам депутата, в 2025-м в регионе зарегистрировано максимальное количество случаев смертельного заболевания за последние 5 лет.
Напомним, в крае издавалось 29 указов губернатора о введении карантина по бешенству. А с начала 2026 года зарегистрировано уже 10 новых случаев заболевания. Данные о последнем поступили 3 февраля из села Бураново Калманского района. До этого – из Заринского, Третьяковского, Хабарского районов, Камня-на-Оби и других территорий. В эпизоотических очагах объявляется 60-дневный карантин, в течение которого предписывается умертвить всех зараженных животных.
Глава аграрного комитета напомнил, что приближаться к диким зверям и кормить их крайне опасно: в случае обнаружения "гостя" на улице или во дворе дома надо незамедлительно обратиться в администрацию района, полицию, ветслужбу или к охотинспектору.
Сергей Серов также отметил, что для профилактики бешенства следует применять антирабические вакцины. Этими препаратами нужно прививать домашних питомцев и скотину старше двух месяцев, с обязательной ежегодной ревакцинацией.
Неотложную терапию проходят и все люди, контактировавшие с потенциальным или реальным носителем вируса. По данным Роспотребнадзора, укусам и нападениям диких животных в 2025 году подверглись более 3,3 тыс. человек.
"В местах выявления очагов бешенства ветеринары раскладывают оральную вакцину для диких плотоядных животных. На сегодняшний день все учреждения ветеринарной службы Алтайского края обеспечены в достаточном количестве такими вакцинами", – добавляет Сергей Серов.