Несмотря на свертывание строительства ГЭС на главной реке Горного Алтая, периодически интерес к гидроэнергетическим проектам возникает вновь
Вопрос обеспечения Горного Алтая своей энергетикой, который является актуальным и по сей день, возник не вдруг. Дискуссии по этому поводу ведутся давно. Не секрет, что регион остро нуждается в своем энергоресурсе. Еще в советское время существовали планы о строительстве здесь нескольких гидроэлектростанций. Одна из них – Катунская ГЭС. История ее длинна и весьма драматична.
Начиная с 1963 года руководство Горно-Алтайской автономной области поднимало перед правительством страны вопрос о строительстве гидроэлектростанции с целью обеспечения этой горной территории электроэнергией, велись изыскательские работы.
К середине 80-х годов прошлого века был утвержден окончательный вариант проекта для Еландинской станции (впоследствии переименованной в Катунскую). Недалеко от села Еланда Чемальского района началось сооружение моста через Катунь и поселка гидростроителей.
Строительство ГЭС включили в план пятилетки и даже успели начать подготовительные мероприятия, но проект столкнулся с масштабной общественной критикой, касавшейся как его экологических последствий, так и самой целесообразности.
Противники создания гидроэлектростанции настаивали на том, что появление ГЭС приведет к загрязнению водохранилища, изменению микроклимата, затоплению большого количества плодородных земель, сокращению ареалов редких и исчезающих растений, усилению эрозии, оползневых процессов и размыву берегов, а также другим негативным последствиям.
Все это затормозило строительство, а когда проект был доработан с учетом снижения экологических рисков и работы на стройке могли быть продолжены, в стране не нашлось средств. На этом фоне было предложено создать акционерное общество со смешанным капиталом, но этим планам так и не удалось воплотиться в жизнь.
Тем не менее следы подготовительных (и довольно масштабных) работ до сих пор видны в регионе. Вот как вспоминает о том времени Юрий Сорокин, прораб "стройки конца века":
"Было принято решение построить Катунскую ГЭС, тем более Саяно-Шушенская шла к финишу, это был июнь 1983 года. Был создан пионерный отряд на основе управления основных сооружений "Красноярск ГЭС строй", участок №6 <…> Нас встречали на площади в Майме. Разгрузились напротив зоны, через три дня основали палаточный лагерь. Создали участок, который перерос в управление строительством, с профессионалами до 1200 человек.
Что было создано? Построили в Майме административное здание стадиона "Дружба", среднюю школу №3, детский сад с бассейном, поселок ГЭС и поселок на Березовой роще, завод КПД на 80 тыс. м жилья в год. Из Германии были выписаны вагончики, они доставили их до Запорожской АЭС, с той площадки мы их перевезли в Майму и построили общежития для строителей ГЭС.
Руководством области нам была поставлена задача построить детскую больницу в селе Майма. Сделали в короткие сроки. Построили насосную станцию. Для выполнения задач нам нужны были мощности, база. Такую "перевалку" создали в чистом поле в Чемровке: электролинии, железнодорожные пути, три склада: МТС, склад ГСМ и на 4000 тонн цемента для строительства ГЭС.
Первоначально должны были базироваться в Чемальском районе. Из-за того, что нас остановили в Майминском районе по ряду причин, было потеряно много времени. В Чемале государственной энергии не было. Построили ЛЭП-110 Чепош – Элекмонар – Еланда. Электрифицировали район, отсыпали земельное полотно под автодорогу от села Усть-Сема до Еланды. В поселке Толгоек построили школу, детский сад, котельную, жилые дома".
По словам Юрия Сорокина, ГЭС и водохранилище планировались на относительно чистом месте, с малым количеством кустарника и деревьев. В будущем городок Толгоек и турбазы у небольшого водохранилища планировали использовать для рекреационных целей. Но этим планам не суждено было сбыться.
Уточненным проектом 1989 года подразумевалось строительство комплекса Катунской ГЭС, состоящего из двух ступеней — собственно Катунской ГЭС и контррегулятора Чемальской ГЭС.
Катунская ГЭС по проекту имела мощность 1600 МВт, среднегодовую выработку 5,96 млрд кВт/ч. Гравитационная бетонная плотина ГЭС высотой 179 метров должна была образовывать Катунское водохранилище сезонного регулирования площадью 87 квадратных километров.
Чемальская ГЭС по проекту располагалась ниже Катунской ГЭС и выступала её контррегулятором, выравнивая суточные неравномерности стока мощной Катунской ГЭС, ориентированной на работу в пиковой части графика нагрузок. Проектная мощность Чемальской ГЭС — 300 МВт, среднегодовая выработка — 1,56 млрд кВт/ч. Насыпная плотина ГЭС высотой 65,5 метра должна была образовывать Чемальское водохранилище суточного регулирования площадью 11,9 квадратных километра.
Строительство ГЭС было остановлено, а к началу 1990-х годов – заброшено. В то же время окончательно тема строительства Катунской ГЭС не была закрыта, продолжали обсуждаться различные варианты ее создания. К началу 2000-х годов наметился рост промышленного производства и энергопотребления. Алтайская энергосистема столкнулась с дефицитом, что привело к возвращению интереса к гидроэнергетическим проектам. Однако практических шагов в этом направлении не предпринималось.