Кедроград стал не просто поселком, а символом надежды на то, что прогресс может быть не только разрушительным, но и созидательным
О том, что такое Кедроград, сегодня помнят немногие. Но еще 60 лет назад о кедроградовцах рассказывали газеты, им писали письма со всей страны и помогали, что называется, всем миром. Амбициозный и в чем-то утопичный проект нашел отклик в сердцах и душах множества людей, радеющих за природу, и, безусловно, оставил след в истории. В том числе – на кадрах, сохранившихся в архивах Алтайского государственного краеведческого музея.
Во второй половине 50-х годов XX века в Советском Союзе наметилась тенденция к усилению природоохранной деятельности. Особенно людей волновала судьба кедровой тайги, буквально трещавшей под пилами и топорами в угоду планам по лесозаготовке. Идея ведения комплексного хозяйства в бореальном лесу на Алтае пришла на ум выпускникам Ленинградской лесотехнической академии.
Как писал "Алтай туристический", по задумке комсомольцев, вырубать следовало лишь отдельные деревья, уже не способные к плодоношению, при этом добывая другие ресурсы: кедровые орехи, мед, различные ягоды и плоды, мясо птицы, пушнину и пух. Еще одной целью комсомольцев стало изучение почвозащитного и водоохранного значения горных лесов и режим горных рек.
Идея нашла поддержку, и на берегу Телецкого озера начал расти рабочий поселок. В его строительстве участвовали студенты из тогда еще Ленинграда и Москвы. Для начала возвели самое необходимое – жилые домики, амбар, конюшню, ремонтную мастерскую.
На этом не остановились. Вскоре в округе появились клуб, школа, детский сад и музей. Из самых разных мест на Алтай начали слетаться посылки от желающих помочь добровольцам – кто-то присылал оборудование, кто-то бытовые вещи, а кто-то просто книги.
Был ли эксперимент успешным? В каких-то аспектах – да. В пользу этого говорит хотя бы то, что Кедроград просуществовал на Алтае не один год, правда, под разными названиями и в разных локациях. В любом случае след и влияние на природоохранную деятельность этот проект определенно оставил.
С другой стороны, тот факт, что сегодня очень немногие люди в принципе знают о том, что это такое, позволяет утверждать, что инициатива была хоть и яркой, но весьма короткой "вспышкой".