Долгие годы радио было монополистом на рынке аудиоконтента, но теперь у классических радиостанций появились серьезные конкуренты - подкасты, стриминговые сервисы и онлайн-радио
Барнаульский медиаменеджер Артем Рябцев рассказал в интервью Magazine об особенностях радиостанций, которые находятся под его управлением, а также о новшествах и перспективах алтайского радиовещания, о тенденциях отрасли в целом.
– У вас довольно длинный послужной список в сфере медиа, но оканчивали вы физический факультет в АлтГУ. Как вышло, что вы кардинально сменили свою профессиональную сферу?
– Действительно, мое базовое образование – физик-теоретик. Но я не стал бы утверждать, что я изменил своей профессии. Современные радиостанции – это весьма сложные технологические комплексы, включающие в себя передатчики, антенны, компьютеры, серверы, спутниковые каналы доставки сигнала, студийное оборудование... Слушатель даже не задумывается о том, каким образом у него в приёмнике появляется любимая программа. И если качество звука или приема его не устроит, то он переключится на другую станцию. К счастью, у нас подобралась хорошая инженерная команда, которая следит за тем, чтобы все наши проекты соответствовали самым современным техническим требованиям. Кстати, у меня также есть диплом экономического факультета АлтГУ, на котором я учился по Президентской программе переподготовки управленческих кадров. Кроме того, я окончил аспирантуру новосибирского СибУПК по специальности "маркетинг".
– Очевидно, что руководитель успешного СМИ должен иметь широкий кругозор – ведь ему необходимо разбираться в журналистике, социологии, экономике, политике, психологии, юриспруденции и многом другом. Сколько барнаульских радиостанций входит в вашу медиагруппу?
– В барнаульском эфире присутствуют три наших радиостанции – "Дорожное радио", Радио ENERGY и "Юмор FM". Всего на Алтае у нас на сегодняшний день работают 11 радиостанций, причем в некоторых городах мы являемся единственными вещателями. Важно отметить, что все наши станции работают без вливания бюджетных денег. При этом мы единственные, кто может локально размещать местные новости, программы и рекламу в большинстве малых городов Алтайского края.
– Как вы считаете, что изменится в индустрии радио? В какую сторону будет происходить развитие?
– Удивительно, но радиовещание – довольно консервативная отрасль. С момента разрешения коммерческого вещания в российском FM-диапазоне для слушателей мало что изменилось. Мне кажется, это нормально. Конечно, появляются новые станции и форматы, но все происходит органично и не вызывает потрясений. Современные исследования показывают, что основной аудиторией радио являются автомобилисты. Практически каждый автомобиль оборудован радиоприемником, водители и пассажиры с удовольствием слушают радио в городских поездках и в путешествиях. Автомобилей становится все больше, в условиях мегаполиса из-за дорожных пробок увеличивается время, проводимое в транспорте за прослушиванием радио. Таким образом, радио еще долгие годы будет оставаться популярным и востребованным СМИ.
– Когда придет цифровое радио?
– Долгое время наша отрасль жила ожиданием внедрения цифровых форматов радиовещания. Некоторые страны уже приняли законы, которые обязывают при производстве автомобилей устанавливать приемники, поддерживающие прием цифрового радио. Однако мне кажется, что в России переход на цифровое вещание в ближайшее время не произойдет по нескольким причинам. Во-первых, это очень дорого и экономически нецелесообразно как для радиостанций, так и для радиослушателей. Мы знаем, что срок эксплуатации автомобилей довольно продолжительный, далеко не все смогут позволить купить себе новый автомобиль в ближайшие 3–5 лет. А захотят ли владельцы "выпиливать" в имеющемся автомобиле магнитолу, чтобы заменить ее на более современную, – большой вопрос. Во-вторых, у России огромная территория при небольшой плотности населения. Между населенными пунктами довольно большие расстояния со сложным рельефом местности. В таких условиях полноценно реализовать проект в имеющихся цифровых форматах вещания довольно проблематично. И главное – с появлением стандарта 5G в мобильной связи сама необходимость цифровизации радио отпадет, так как широкополосный интернет позволит без проблем доставить любой медиаконтент конечному пользователю.
– Сейчас появились новые аудиоформаты, которые тоже претендуют на внимание потребителя. Для вас они являются конкурентами?
– Да, конечно, с появлением высокоскоростного недорогого доступного интернета появились и новые аудиоформаты. Любой владелец смартфона может установить необходимые приложения и слушать подкасты или музыкальные стримы. Причем искусственный интеллект пытается анализировать музыкальные пристрастия каждого конкретного человека и предлагать ему для прослушивания уникальную подборку музыки. Конечно, я и сам являюсь активным пользователем Яндекс.Музыки, Spotify, Shazam и других подобных сервисов. Если же говорить об угрозах для радиоотрасли со стороны подобных медиа, то я бы не стал преувеличивать страхи. Действительно, исследования показывают, что аудитория потокового аудио в интернет-приложениях растет, но не за счет радиослушателей. У радио всегда были серьезные конкуренты, ведь прогресс не стоит на месте. Сначала люди покупали и слушали виниловые пластинки, потом появились катушечные магнитофоны, компакт-кассеты, CD, mp3-флешки. Однако надо понимать, что радио – это не только набор хорошей музыки. В эфире радиостанции есть радиоведущие, диджеи, авторские программы, новости, оперативная дорожная информация и многое другое. Таким образом, радио может предложить потребителю то, что пока не может предоставить никакое другое медиа, а именно – живое человеческое общение. Человек, включивший любимую радиостанцию, перестает чувствовать себя одиноким, а это зачастую немаловажно.
– Какие перспективы у ваших проектов?
– В Барнауле у нас сформировался отличный пакет из трех высокорейтинговых радиостанций. Важно отметить, что наши станции не конкурируют между собой, каждый формат находит своего слушателя.
"Дорожное радио" – это одна из наиболее известных радиостанций не только в Барнауле, но и во всей России. Практически во всех городах эта станция входит в топ-5 по популярности. К сожалению, в Барнауле не проводятся независимые социологические исследования, но я уверен, что "Дорожное радио" – один из лидеров барнаульского эфира.
Концепция развития "Дорожного радио" в нашем регионе предполагала установку передатчиков во всех малых городах Алтая и вдоль самых оживленных автомобильных трасс. Увы, экономическая ситуация внесла в этот проект коррективы, но уже сейчас можно доехать из Барнаула в Белокуриху или в Заринск и слушать "Дорожное радио" на всей протяженности пути. "Радио ENERGY" относительно недавно появилось в барнаульском эфире, но его успех среди слушателей не вызывает сомнений. Уникальные шоу, остроумные ведущие и модная музыка моментально влюбляют в себя тех, кто однажды настроился на волну "Радио ENERGY".
В своем сегменте у "Радио ENERGY" довольно сильные конкуренты, но есть все основания полагать, что эта станция пользуется наибольшим предпочтением у современной прогрессивной и экономически активной части населения. "ЮМОР FM" уже более 10 лет вещает в Барнауле, но в нашу группу входит недавно. Это известный и проверенный бренд с устоявшейся аудиторией. Однако в последний год мы наблюдаем резкий взлет интереса к "Юмор FM" как со стороны радиослушателей, так и со стороны рекламодателей. С чем это связано? Возможно, свою роль сыграли переформатирование эфирного контента и удачная рекламная кампания. А может быть, люди просто устали от негативных новостей, пандемии и финансовых проблем. Трудно сказать однозначно, но "Юмор FM" сейчас явно переживает лучшие времена.
Какие у нас перспективы? Дело в том, что СМИ и реклама – это сервисные отрасли, которые зависят от экономической ситуации в стране и в конкретном регионе. Надо понимать, что затраты на создание и эксплуатацию редакции в Новосибирске, в Барнауле или в Змеиногорске примерно одинаковые, а доходы совершенно разные. Таким образом, нам остается надеяться на то, что экономика постепенно наладится, и все снова будет хорошо.