Правила параллельного ввоза авто в Россию изменят с 1 апреля. Это ударит по ценам
С 1 апреля 2024 года таможенные условия ввоза автомобилей в Россию через параллельный импорт могут кардинально измениться. Если это произойдет, поставлять машины в страну таким путем станет практически бессмысленно: их стоимость сравняется с теми, что предлагают официальные дилеры. Сейчас разница может составлять миллионы рублей.
1 Сохранится ли параллельный импорт с 1 февраля 2024 года?Дело в том, что постановление Правительства РФ от 2022 года, которое в принципе вводило возможность параллельного импорта как ответ на санкционные ограничения, действовало до 1 февраля 2024 года. Оставался вопрос, сохранят ли эту возможность.
31 января 2024 года премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление №76, которое фактически сохранило механизм. В отношении автомобилей с той поправкой, что юрлица могут ввозить только те машины, бренд которых есть в списке Минпромторга о параллельном импорте.
2 Что изменится в параллельном импорте автомобилей с 1 апреля 2024 года?А 30 января председатель Правительства подписал другой документ, который предлагал Евразийскому межправительственному совету рассмотреть 2 февраля ряд принципиальных изменений.
Во-первых, до 1 апреля 2024 года создать единую базу и систему контроля за товарами, которые были выпущены таможней в одном государстве — члене Союза, а затем ввезены в другое с возможностью доначисления таможенных пошлин. Во-вторых, создать систему, при которой товары, ввезенные с применением внутренних тарифных льгот, использовались только в пределах этой территории, а не в других государствах Союза. В состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС) входят Россия, Казахстан, Кыргызстан, Армения и Белоруссия.2 февраля предложения рассмотрели и приняли перечень поручений, чтобы воплотить их в жизнь, сообщили "Ведомости".
Что это значит для авторынка? Сегодня тысячи авто китайских брендов российские юрлица активно ввозят в страну через Кыргызстан. Там их растомаживают по льготной ставке и везут в РФ.
"Бишкек – город, где автомобили, ввезенные из Арабских Эмиратов, Китая и других стран, проходят процедуру растаможки по местным пошлинам в 12% и 15% за транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания, что существенно ниже чем в России, где размер пошлины составляет 48%", – пишет rustabroker.com.
Для ввоза электромобилей и гибридов этот путь был еще более выгоден, пишет pronline.ru:
"Например, стоимость моделей Zeekr 001 и Li 7 может увеличиться на 1,5 млн рублей. <...> А, например, для Geely Monjaro разница в таможенных сборах между РФ и Кыргызстаном составит около 700 тысяч рублей".
То есть если с 1 апреля 2024 года разницу в таможенных платежах Кыргызстана и России начнут доначислять, то возможность ввозить и, соответственно, затем продавать в России авто по меньшей цене закроется.
"При такой системе теряется весь смысл растаможки в Киргизии для тех, кто ввозит автомобили для перепродажи", – резюмирует rustabroker.com.
Сегодня в барнаульских автосалонах разница по цене между автомобилями одной и той же модели, но ввезенных по параллельному импорту и официально может достигать миллионов рублей. Участники рынка на недавней встрече "Время трендов" приводили пример Geely Monjaro, который в одном салоне можно купить за 3 млн, а в другом – у официального дилера – более чем за 5 млн. Но в первом случае покупатель не получит никакого гарантийного обслуживания, а во втором – его полный пакет.
3 Зачем Россия хочет изменить правила параллельного импорта?По мнению российских властей, действующая схема "нивелирует <…> меры по развитию внутреннего производства, а также сокращает поступления в федеральный бюджет".
4 Сколько машин ввозится в Россию через страны ЕАЭС?По итогам 2023 года через страны союза в Россию ввезли пятую часть всего объема новых легковых автомобилей, сообщает Автостат. Из 707 тысяч импортированных машин 8% пришлось на Кыргызстан, 6% – на Казахстан, 2% – на Белоруссию и 1% – на Армению. 80% ввезли напрямую из Китая – через дилеров или параллельным импортом.
5 Заработают ли новые условия?Руководитель барнаульской компании "Альбион-Моторс" (официальный представитель EXEED, Dongfeng, Land Rover и Jaguar) Елена Марисина уверена, что такой шаг поддержит и само государство, и дилеров. "Постепенно возможности серого ввоза закроются", – считает она.
Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, полагает, что к этим изменениям все давно шло и подобные риски просматривались сразу после введения схемы параллельного импорта, пишет 74.ru. По мнению эксперта, вопрос для России стал принципиальным, так как речь идет о недоборе триллионов рублей.
Однако Олег Кадников, гендиректор барнаульского салона "Сибирь-Авто", не исключает, что правила могут не заработать именно 1 апреля. Хотя очевидно, говорит он, для рынка сейчас это одно из самых важных решений.
Автоблогер Александр Михельсон, признающий, что государство и в дальнейшем будет регулировать параллельный импорт, тем не менее уверен, что "как везли "серяк", так и будут везти":
"Мечты дилеров, что эти пути полностью закроют, не оправдаются. Все равно люди найдут варианты".
6 Как изменили сертификацию электромобилей и гибридов?То же постановление №76 от 31 января устанавливает: сертификация электромобилей и машин с гибридной силовой установкой, ввозимых из дружественных стран для юрлиц, будет проводиться по техрегламенту "О безопасности колесных транспортных средств". Получатель должен будет получить ОТТС – одобрение типа транспортного средства, пишут "Известия".
Действовавший с 2022 года упрощенный порядок, когда нужно было получить заключение об оценке единичного транспортного средства (ЗОЭТС), теперь распространяется только на "бренды, которые прекратили официальные поставки в Россию" и входят в перечень товаров, разрешенных Минпромторгом для параллельного импорта.
При этом физлица могут ввозить электромобили и гибриды, как и раньше, но с упрощенными схемами будет бороться все та же схема, которую хотят ввести с 1 апреля.
В числе популярных электромобилей и гибридов – Zeekr, Lixiang, Nio, BYD, Avatr.Зачем нужно менять правила, "Известиям" объяснил главный редактор электромобильного портала EV-Start Руслан Тарасов. По его словам, сейчас ситуация "хуже, чем с продажами машин в 1990-е": одну и ту же модель ввозят и продают несколько импортеров, а русификация и обслуживание нередко зависят лишь от желания дилера.
Появление жестких требований к сертификации потребует дополнительных финансовых вложений, считает эксперт. Поэтому дилерам придется сконцентрироваться на одном-двух брендах:
"Надеюсь <…> вместо нынешнего принципа, когда "все продают все", у каждого бренда появится один "хозяин" <…>. В этом случае появится и продуманный маркетинг, и клиентская поддержка, и цивилизованные подходы к гарантийному и постгарантийному обслуживанию. Кроме того, сертификация <…> позволит не допустить на рынок нерусифицированные автомобили".
Между тем в России кратно растет число проданных "электричек" и гибридов. В январе 2024 года в стране купили 1485 новых электромобилей, это в 4,1 раза больше, чем в январе 2023-го, пишет Автостат. А в декабре их продали и вовсе 1922 штуки.
Елена Марисина рассказала, что в Алтайском крае лишь в январе текущего года на учет поставили около 50 электромобилей и гибридов:
"Это приличная цифра. И эти автомобили мало кто может обслуживать. При первых же поломках продавцы начнут уходить в тень", – считает эксперт.
7 Как изменился утильсбор для физлиц в 2023 году?Последние изменения стали продолжением политики государства по ужесточению условий ввоза автомобилей в Россию. Осенью прошлого года власти отрегулировали импорт машин частными лицами. Что, впрочем, привело к лавине жалоб.
В России для каждого вида транспорта установлены свои коэффициенты утильсбора, их размер зависит от объема двигателя и возраста машины. Есть базовые ставки, а есть льготные – для физлиц: 3,4 тыс. рублей – на авто младше трех лет и 5,2 тыс. — на остальные.
С начала 2023 года положения об утильсборе регулировали дважды. С 1 августа повысили коэффициенты к базовым ставкам: от 81,2 тыс. рублей (авто младше 3 лет с двигателем меньше 1 л) до 1,62 млн (авто старше трех лет с двигателем больше 3,5 л), писал Fordes.
Индексация касалась только юрлиц-импортеров. Обычные граждане по-прежнему могли рассчитывать на льготный утильсбор, но при нескольких условиях: собственник покупает машину с объемом двигателя не больше 3 литров для себя, не больше одной в год, не продает ее в течение года. В Минпромторге объясняли: если одно из правил нарушено – размер утильсбора перестанет быть льготным.
Меру вводили как раз для того, чтобы "прикрыть" бизнес тех, кто ввозил импортные авто, оформляя на физлиц, чтобы платить сбор по льготной ставке.
В октябре правила ужесточили еще раз – теперь при ввозе нужно было указывать, что машина ввозится для личного пользования. Сбор следовало платить по общим для ЕАЭС ставкам, а не внутренним для какой-то страны (например, того же Кыргызстана).
Но новые правила ударили не только по перекупщикам, но и по обычным гражданам, которые попали в переходные периоды и столкнулись с отказом таможни оформлять льготный утильсбор. В результате тем, кто рассчитывал заплатить несколько тысяч, могли предъявить более 1 млн рублей к уплате, порой – суммы, сопоставимые с ценой самого авто. "Толк" писал об этом.
Параллельный импорт автомобилей — это их ввоз в Россию юрлицами без получения на это согласия правообладателя бренда. Список брендов, которые разрешено ввозить таким образом, определен документом Минпромторга. Ввоз автомобилей физлицами для личного пользования параллельным импортом не считается, но тоже регламентируется – другими нормативными актами.